Что означает праздник Вход Господень в Иерусалим

С Вербным воскресеньем, дорогие братия и сестры!

Вход Господень в Иерусалим был предварен чудесным событием воскрешения четырехдневного покойника Лазаря.

Что означает праздник Вход Господень в Иерусалим

Событие входа Господня в Иерусалим в Евангелии от Иоанна описывается в 12-ой главе с 1-ого по 18-ый стих. Именно этот отрывок из Евангелия читается за Литургией в воскресенье.

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

В понимании иудеев того времени возлежать во время приема пищи  могли только свободные люди. А Лазарь пережил освобождения от смерти. Поэтому это не случайная деталь.

Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

Действия Марии в данном случае – это пророческие действия. Может быть, она до конца не осознавала то, что делала. Но она приуготовляла этим пророческим действием Христа к Его погребению. Ведь Христос умирает на кресте в пятницу вечером, когда уже перед заходом солнца наступала иудейская суббота. Его не смогли обмыть, помазать миром. Его поспешно положили во гроб и привалили камень ко гробу. Поэтому этим пророческим действием Мария приуготовляет тело Господа к погребению.

Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

Когда Иуда увидел, какое удивительное миро изливается на Христа. Он обаял  благоухание этого мира, у него в голове включился сразу некий калькулятор, и он сосчитал, сколько бы это миро могло стоить. И он говорит, на самом деле не проявляя заботу о нищих.

Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

Когда обычно у кого-то в голове включается вот такой калькулятор, человек думает только о себе. А нищие, дети – это всего лишь предлог.

Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

Помазание Иисуса Христа миром

И тут сразу возникает вопрос, почему Господь доверил вору носить ящик для сбора цедаки, то есть для сбора благотворительности. Это была педагогическая мера – доверие по отношению к этому человеку. Если бы сердце Иуды оказалось открыто навстречу Господу, то эта педагогическая мера такого доверия к нему, которого уже подозревали в воровстве, могла бы исправить этого человека. Но, увы, он оказался безнадежным.

Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

Здесь Христос объясняет это пророческое действие Марии и добавляет: Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Действительно, Он готовится покинуть этот мир.

Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

Ажиотаж вокруг воскрешения Лазаря начинается и достигает своего апогея, когда Христос входит в Иерусалим.

Первосвященники же положили убить и Лазаря, то есть помимо того, что они положили уже в сердце свое убить Христа, они положили в сердце своем убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

На другой день множество народа, пришедшего на праздник, (люди пришли на приближающийся праздник Пасхи. А мужчины должны были по возможности праздновать праздник Пасхи в Иерусалиме) услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

На самом деле Христос, который входит в Иерусалим, Он входит в жизнь своего еврейского народа. Но христианская экзегеза настаивает и на том, что Христос, входящий в Иерусалим, входит в твое и мое сердце. Потому что Страстная седмица – это когда Христос наиболее приближается к нам своими страстями, страданиями, переживаниями, смертью и самим чудом своего  Воскресения. Поэтому это событие мы должны проецировать на себя. И слыша евангелие о входе Господнем в Иерусалим, мы должны задавать себе вопрос: Может быть сегодня, в воскресенье Входа Господня в Иерусалим, я среди встречающих и приветствующих Его и восклицающих «Осанна!». Но пройдёт всего несколько дней и тот же самый я своими грехами, страстями, беззакониями буду кричать в толпе: «Распни! Распни Его!».

Настроение толпы всегда переменчиво. Эта толпа собрана этим слухом о воскрешении Лазаря, четырехдневного покойника. Но насколько глубоки убеждения этой толпы, которая сегодня кричит: «Осанна! Благословенный Грядущий во имя Господне! Царь Израилев!». Но в этих криках, в тембре их голосов, уже слышится: «Распни! Распни Его! Нет у нас царя кроме кесаря! Варраву, Варраву, а Христа распять!». Итак, люди действительно очень переменчивы.

Иерусалим здесь символ, образ каждого из нас. Он знает, что в какой-то момент наше сердце действительно трепещет и ликует перед Богом, а в какой-то момент проваливается в состояние безысходности греха.

Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

Оседланный осёл – это образ того, как Господь своими страстями, муками смиряет наши страсти, остужает наше ослиное упрямство во грехе. Христос восседает на ослице и молодом осле. Ослица символизирует собою ветхозаветную Церковь. А осленок юную, ещё нарождающуюся Церковь уверовавших их язычников.

Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.

Народ, бывший с Ним прежде (те, которые пришли толпою их Вифании), свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Блаженный Феофилакт пишет, что народ всегда приступает ради чуда. А вот ученики Его – апостолы, приступают ради наставления в вере.

Вход Господень в Иерусалим

В евангельском чтении о входе Господнем в Иерусалим что нас более всего поражает и удивляет? Может быть только чудо, содеянное Господом накануне? Или готовность Господа войти в наше сердце?

Христос – это Тот, который сходил в ад и отблистал его сиянием своего Божества. Но о Боге сказано, что Он всегда и во веки Тот же. В Боге нет и тени перемены. Это значит, Господь всесилен войти в Иерусалим твоего и моего сердца, спуститься в ад наших душ и наших сердец, облистать его сиянием Божества. Он грядет на страдания вольные. Он оседлавший тебя и меня. Он смиривший, остудивший наши похоти грядет на страдания вольные, как Он Сам говорил о Себе: «Я на это и пришел в мир». То есть всё, что Он совершает, имеет вечное, непреходящее значение.

Что означает праздник Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим!

6-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера