24 апреля в истории. Фрегат «Орёл»

В этот день 1669 года ранее заложенный по указу царя Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда первый русский фрегат «Орел» получил свое имя.

«Морским судам быть»

«Морским судам быть», такими словами государь Петр Великий в 1696 году открывал новую эпоху в истории России. Он очень гордился, что стал зачинателем, отцом русского флота, лично срубил корпус не одного корабля. Но, на самом деле даже не он, а его отец, и даже его дед начали это движение к морю.

Царь Михаил Федорович, дед Петра, в 1636 году распорядился построить первый корабль западного типа «Фредерик». Однако был он не большим, ходил под флагом Голштинии, да и прослужил всего несколько месяцев, а после погиб.

Фрегат «Орел»

Настоящий дебют русского флота – это фрегат «Орел». В июне 1667 года царь Алексей Михайлович распорядился «…для посылок из Астрахани в Хвалынское море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединово…» «Хвалынское море» – это Каспий. Через него и по Волге шла богатая торговля с мусульманским востоком. Приглядывать же за новым мероприятием царь поставил фактически второго человека в стране, видного боярина, дипломата Афанасия Ордина-Нащокина. Прямыми начальниками проекта стали дворянин Яков Полуектов, человек очень крутого и взрывного характера, и Корнелиус ван Бокховен, голландец на русской службе. Они должны были не просто построить корабль совершенно новой для России конструкции, но целое производство. В поселении Дединово на Оке было присмотрено место для первой российской государственной верфи, настоящая современная мануфактура с разделением труда, с вольными мастеровыми. «Железо самое лучшее на корабельное дело», – пошло распоряжение на тульские заводы. А окрестности Костромы должны были дать верфи лучший корабельный лес.

Фрегат «Орёл»

Уже в феврале 1668 года Полуектов сообщал в столицу, что «… у корабля дно и стороны (т.е. борта) основаны, и кривые деревья все прибиты, и наверх корабля брусья растирают».

Иногда об этом процессе пишут, что строительство шло медленно, но вряд ли это справедливо. Дело было совершенно новое, а между тем в январе заложили в Дединово еще и яхту, да пару ботов поменьше. Весной борт самого большого корабля, фрегата, спустили на воду, доделывать на реке. 25 метров длиной, 6,5 метров шириной, он и получил имя «Орел». Это было символическое имя в честь главного символа Русского государства. Орлы были вышиты на его флагах. Есть мнение, что над кораблем впервые мог взвиться и российский триколор, по крайней мере, в документах найдена такая запись:

«… велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт червчатых (красных), белых, лазоревых (синих) к корабельному делу на знамена и еловчики».

Царь Алексей Михайлович и Фрегат «Орёл»

Весной 1669 года небольшую эскадру принимал заморский капитан Давид Бутлер:

«… корабль и яхта сделаны к потребе доброй, нахождение и плавание морское и пригодно будет стоять противо всякого неприятеля, который противился тому, вашего величества, корабельному плаванию…»

 Первое плавание корабля

Вереница свежесрубленных кораблей пошла вниз по Оке, по Волге к Каспию. Как в точности выглядел фрегат «Орел», мы не знаем, чертежами его не располагаем. Но есть серьезные основания полагать, что кораблик флюгер над адмиралтейством делался по образцу первого настоящего русского корабля. Недаром Петр Великий сказал о нем:

«Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже… от начинания того, яко от доброго семени, произошло нынешнее дело морское».

В 1670 году Астрахань заняли войска мятежного атамана Разина, корабль был там. Вероятнее всего, восставшие предали его огню. Увы, летал «Орел» над волжскими волнами не очень долго.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера