6 мая в истории. Николай Гастелло

В этот день 1907 года родился советский военный летчик, Герой Советского Союза Николай Гастелло, который прославился тараном вражеской танковой колонны.

Николай Гастелло

Николай Гастелло – самый известный советский летчик, совершивший таран вражеской техники на земле. Но не единственный. Отец героя – Франц Павлович – белорус по фамилии Гастылло, в самом начале века он уехал в Москву, женился. Там же, в столице, несколько переиначили его фамилию, она стала Гастелло. Первенца Николая под обновленной фамилией и записали.

9 лет Николай Гастелло провел в небе, летчиком. Довелось ему поучаствовать в сражениях на Халхин-Голе, финской кампании. К началу битвы с Германией он был уже капитаном.

В мае 1941 года Гастелло возглавил эскадрилью 207-го дальнебомбардировочного полка. В первые дни войны полк терял до 15 экипажей в день: из-за суматохи они летали без прикрытия истребителями – легкая добыча для врага.

Николай Гастелло

Подвиг экипажа Николая Гастелло

И вот 26 июня звено бомбардировщиков под командованием Гастелло атаковала колонну бронетехники, двигавшейся на Минск. Сбросив весь боезапас, самолеты уже развернулись – в этот момент машину Николая Францевича и подбили. До своих позиций дотянуть не выходило. Командир вновь развернул свой Ил-4 в сторону немцев. 11-тонная машина с большим запасом горючего врезалась в центр колонны. В наградном листе к посмертному званию Героя написано:
«Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолет не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьева и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолете и повел его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи».

В экипаж входили еще три человека. Стрелок-радист Алексей Калинин, надежный, грамотный паренек, с которым в полете есть полная уверенность, как говорил сам Гастелло. Второй стрелок Григорий Скоробогатый. Он женился перед самым началом войны. В героический экипаж его определили утром 26 июня. Среди обломков нашли обгоревшее письмо жене Григория. Самый юный – штурман Анатолий Бурденюк, почти совсем мальчик, 19-летний лейтенант, под начало Гастелло он попал в апреле. Таран воздушный, а тем более огненный, как теперь стали называть атаку падающим самолетом, выполнялся в основном советскими летчиками. В войсках союзников или противников такие случаи единичны.

Летчик Николай Гастелло

Подвиг Михаила Ююкина

Уточним, что между просто воздушным тараном и «огненным» существует принципиальная разница. При намеренном столкновении самолетов погибал каждый третий пилот. При таране объектов на земле шансов выжить нет. Первый документально подтвержденный огненный таран совершил не Гастелло, а его сослуживец по тогда еще 150-му бомбардировочному полку. 5 августа 1939 года, за 5 дней до своего 28 дня рождения, Михаил Ююкин направил горящий бомбардировщик на скопление вражеских войск. Что удивительно, штурману его экипажа удалось даже спастись. Александр Морковкин, он успел выпрыгнуть с парашютом, и он выжил.

Подвиг Анвара Гатауллина

Всего же за годы Великой войны советские летчики совершили более 200 огненных таранов. Выделяется в этом ряду история пермяка Анвара Гатауллина. Его самолет сбили уже осенью 1944 года. Анвар направил горящую машину на батарею зениток. Очнулся он, висящим на парашютных стропах, зацепившись за дерево. Оказалось, что незадолго до столкновения взорвались бензобаки, а ударная волна выбросила его из кабины.

История Анвара Гатауллина уникальна – он выжил. Правда, до своих не добрался – поймали. Отправили в лагерь, откуда со второй попытки Анвар бежал: 18 дней блуждал по лесу, пока не вышел к передовым советским частям. Войну закончил в Германии в рядах пехоты. Такой вот по-своему счастливый финал истории.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера