Святитель Игнатий Брянчанинов

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Старинная усадьба в Вологодской губернии начала 19 века. Здесь проживает большое семейство Брянчаниновых. Ещё недавно отец семейства Александр Семенович был пажом при дворе императора Павла. Теперь вышел в отставку и бранит нынешние времена.

Святитель Игнатий Брянчанинов

…Уже смерклось. В окнах поблескивают лампадки. Смиренная нянюшка приходит к барыне доложить, как вели себя дети. «София Александровна изволили бегать по комнатам, а потом упали, хоть я её и предупреждала. Михаил Александрович изволили дергать Марию Александровну за косицу. Так что даже до слез довели». И без того строгая барыня хмурится. «Пётр Александрович изволили громко петь и мешать спать младшим. А вот Дмитрий Александрович…  – запнулась няня. – Изволили лежать в кровати и читать псалмы». Барыня отдаёт нужные приказания по детской, а потом идёт сама благословить на ночь своих детей. Никто ещё не улёгся. В детской, как всегда, возня и шум. Только Митенька склоняется над старой тяжёлой книгой. «Опять жития монашеские читает. А ведь семи пядей во лбу. Быть ему на высоком посту, если только глупости эти не бросит», – со вздохом думает мать. Отец тоже ждёт от сына больших достижений. Пройдут годы, и Дмитрий не оправдает надежд родных. Окончив лучшим учеником Инженерное училище, которому покровительствовал сам царь, он станет в Оптиной пустыне на кухне помощником бывшего крепостного его отца. Он пойдёт трудным монашеским путём, испытает много скорбей и болезней, станет сначала настоятелем монастыря, а потом епископом и в шестидесятилетнем возрасте скончается в этот весенний день, 30 апреля по старому стилю, в одном из приволжских монастырей. А спустя сто с небольшим лет он, епископ Игнатий, будет прославлен в лике святых.

Плач мой

… Детство моё было преисполнено скорбей. Здесь вижу руку Твою, Боже мой! Я не имел кому открыть моего сердца: начал изливать его пред Богом моим, начал читать Евангелие и жития святых Твоих… Мысль, часто парившая к Богу молитвою и чтением, начала мало-помалу приносить мир и спокойствие в душу мою. Когда я был пятнадцатилетним юношей, несказанная тишина возвеяла в уме и сердце моем…

Игнатий Брянчанинов

Таким вступил я в военную и вместе учёную службу, не по своему избранию и желанию. Тогда я не смел, не умел желать ничего: потому что не нашёл ещё Истины, ещё не увидел Её ясно, чтоб пожелать Её! Науки человеческие, изобретения падшего человеческого разума, сделались предметом моего внимания: к ним я устремился всеми силами души; неопределенные занятия и ощущения религиозные оставались в стороне. Протекли почти два года в занятиях земных: родилась и уже возросла в душе моей какая-то страшная пустота, явился голод, явилась тоска невыносимая – по Богу. Я начал оплакивать нерадение моё, оплакивать то забвение, которому я предал веру, оплакивать сладостную тишину, которую я потерял, оплакивать ту пустоту, которую я приобрёл, которая меня тяготила, ужасала, наполняя ощущением сиротства, лишения жизни! И точно – это было томление души, удалившейся от истинной жизни своей, Бога. Вспоминаю: иду по улицам Петербурга в мундире юнкера, и слезы градом льются из очей!.. Зачем теперь не плачу так, теперь нужнее мне слезы! Я преполовил жизнь мою: быстрее потекли дни, месяцы и годы; несутся к гробу, откуда нет возвращения, за которым нет покаяния и исправления…

Святитель Игнатий Брянчанинов

Сад во время зимы

(Отрывок)

…Однажды сидел я и глядел пристально на сад. Внезапно упала завеса с очей души моей: пред ними открылась книга природы. Эта книга, данная для чтения первозданному Адаму, книга, содержащая в себе слова Духа, подобно Божественному Писанию. Какое же учение прочитал я в саду?.. Если бы мы не привыкли видеть оживление природы весною, то оно показалось бы нам вполне чудесным, невероятным. Не удивляемся от привычки; видя чудо, уже как бы не видим его! Гляжу на обнажённые сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: «Мы оживём, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами: неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны своей?»…

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времён года; если б привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнажённые древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною, то он, вместо ответа, посмотрел бы на вас и улыбнулся – такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мёртвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости… Богу всё возможно: чудес нет для Него. Слабо помышление человека: чего мы не привыкли видеть, то представляется нам делом несбыточным, чудом невероятным. Дела Божии, на которые постоянно и уже равнодушно смотрим, – дела дивные, чудеса великие, непостижимые. И ежегодно повторяет природа пред глазами всего человечества учение о воскресении мёртвых, живописуя его преобразовательным, таинственным действием!

Святитель Игнатий Брянчанинов

Святитель Игнатий Брянчанинов

Святитель Игнатий Брянчанинов

На главную страницу сайта - Семья и Вера