В этот день 1804 года родился русский поэт, публицист, богослов и философ, основоположник раннего славянофильства Алексей Хомяков.
Алексей Хомяков
Будучи разносторонней одаренной личностью, Алексей Хомяков постепенно подходил к изучению философии. Родившись в дворянской семье, он получил приличное домашнее образование, после чего успешно окончил Московский университет, став кандидатом математических наук. Он занимался живописью, несколько лет отдав военной карьере, и даже принимал участие в Русско-турецкой войне. Хомяков был полиглотом. Трудно даже поверить, но в течение жизни он изучил 24 иностранных языка. Он был немножко и изобретатель. В Англии запатентовал машину «с сугубым давлением», усовершенствовал сеялку и даже изобрел машину для улучшения зимних дорог. Конструкция была проста: сначала тяжелый клин утрамбовывал снег, а потом сверху уплотнялся тяжелым катком.
Поэзия Хомякова
Обладал Алексей Хомяков и поэтическими наклонностями. Его поэма «Ермак» вызвала живую заинтересованность у Александра Пушкина, но была им же раскритикована:
«… в нем всё чуждо нашим нравам и духу, всё, даже самая очаровательная прелесть поэзии».
Поругавшись, поэты больше не общались, а Хомяков, выйдя в отставку, уехал в глушь в деревню, где и посвятил себя изучению богословия и философии. Эта деятельность принесла ему широкую известность и признание.
Религиозно-философские взгляды Алексея Хомякова
Первая статья Хомякова, опубликованная в возрасте 35 лет, называлась «О старом и новом». В ней он оценивал исторический масштаб России.
«Современную Россию мы видим: она нас и радует, и теснит; о ней мы можем говорить с гордостью иностранцам…»
При этом Алексей Хомяков подчеркивал, что на пути преобразования России в могущественное государство было совершено множество ошибок. Методы, осуществляемые правителями, были грубыми и вещественными. Но в то же время Хомяков полагал и искренне верил, что «лучшие инстинкты души русской облагорожены христианством». «А силы духовные принадлежат народу и Церкви, а не правительству…»
Алексей Степанович считал, что вера в Бога является одним из ключей к процветанию государства.
«Церковь не в более или менее значительном числе верующих, даже не в видимом собрании верующих, но в духовной связи, их объединяющей».
Причем Православие Хомяков ставил выше всех остальных религиозных течений. По его мнению, Россия не должна была «идти на поводу у Запада», поскольку Запад не смог правильно разрешить духовные проблемы граждан. Католичество изменило, по его мнению, началу свободы во имя единства, а протестантство единству во имя свободы. Православие же осталось единственно верной христианской религией, гармонично сочетающей в себе свободу и единство.
«Для России возможна только одна задача – сделаться самым христианским из человеческих обществ», – так считал Алексей Хомяков.
Впоследствии эти идеи философ развил в двух брошюрах, вышедших за границей, под заглавием «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях».
К сожалению, многое в его мировоззрении оказалось не до конца сформулировано из-за относительно раннего ухода Хомякова. Однако, многочисленные последователи, среди которых были публицисты Константин Аксаков и Юрий Самарин, приписывавшие его трудам огромное значение, продолжили теологические начинания выдающегося философа.
«Отец церкви», – такого звания, по мнению Самарина, заслуживал Хомяков. И доказательством его слов может служить одно из воспоминаний Самарина. Когда однажды заночевав у Хомякова, он проснулся ночью и увидел своего учителя, на коленях плачущим перед иконой Богородицы.
«… Наша вера помогает нам, и сама выводит нас из своего грешного круга и вводит в Церковь», – так говорил выдающийся богослов и философ Алексей Хомяков.