24 июня в истории. Федор Блинов

В этот день 1902 года ушел из земной жизни русский инженер-самоучка, изобретатель гусеничного трактора Федор Блинов.

Федор Блинов

С ранних лет крепостной Федор Блинов работал в кузнице вместе с отцом, где набирался знаний и умений. Юноша в совершенстве овладел в слесарном, кузнечном, токарным, шорным делом, научился читать, и в течение всей жизни пополнял полки своей библиотеки. Одной из самых его любимых книг стал труд профессора Ивана Комова о земледельческих орудиях. Возможно, что первую половину своей жизни Федор так и остался бы крепостным, но его старания, недюжинная смекалка и мастерство были замечены министром народного просвещения Сергеем Уваровым.

«Уваров вывел на новый уровень русское просвещение… Именно при нем, по крайней мере, ступени этого образования – гимназии, университеты – выходят на европейский уровень…», – утверждал историк Левандовский.

Деятельность Блинова

На новый уровень и «вольные хлеба» вышел и Блинов, получивший за свои знания и умения отпускную бумагу. Молва о способностях технически подкованного машиниста с парохода «Геркулес» очень скоро разлетелась по морскому пароходству. Ремонт гребного вала парохода влетел владельцу «Геркулеса» в копеечку, но Федор Блинов просто-напросто разрезал вал на две части, заставив паровые машины вращать гребные колеса по отдельности, что улучшило маневренность судна.

С благодарностью и денежной премией в кармане изобретатель вернулся в родную деревню.

Федор Абрамович Блинов

Гусеничный вагон Блинова

Он начал производство пожарных одноцилиндровых насосов, ремонт сельскохозяйственного инвентаря и разработку вагона с бесконечными рельсами, то есть, с гусеницами, проектом которого в министерстве путей сообщения заинтересовались, но денег не выделили. Только при поддержке купца Канунникова окончательный вариант повозки с гусеничным ходом выглядел так:

«… вагон с бесконечными рельсами для перевозки по шоссейным и проселочным дорогам состоит из обыкновенного кузова, установленного на двух поперечных рамах, покоящихся непосредственно на подвесных рессорах, так что они с поперечными рамами могут вращаться; вагонные колеса делаются без гребней и катятся по желобчатым бесконечным рельсам. Рельсы эти составляются из двух рядов железных звеньев, из коих нижний ряд заменяет шпалы».

Однако Блинов мечтал пойти дальше, создав на базе вагона гусеничный самоход с паровым двигателем.

«… ты не поймешь и остальные, над чем я работаю, но если доживешь, то увидишь, какое колоссальное дело будет выполнено этими машинами», – делился Блинов со своим учеником, будущим создателем дизельного трактора, Яковом Маминым.

Федор Блинов

Но, к сожалению, изобретение слишком опередило время, и на Самарской земской выставке 1896 года выставочный образец пылился на заднем дворе, хотя успешно прошел обкатку, что печально подметила одна из газет:

«… экспонент-крестьянин Саратовской губернии Федор Блинов демонстрирует перед публикой паровой двигатель, приспособленный для перевозке груза по шоссейным и грунтовым дорогам. Нам пришлось беседовать с изобретателем этого двигателя. Горько жаловался он на свою судьбу: целых 16 лет, как придуман им этот двигатель, он даже взял на него привилегию, но все никак не может подыскать капиталиста, который бы взялся изготавливать его фабричным путем… «Но маршалы зова не слышат…» – охотников взять изобретение под свое покровительство все нет как нет. Такова уж судьба русских изобретателей».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера