В этот день 1864 года родился собиратель русских народных песен, основатель и первый художественный руководитель знаменитого народного хора Митрофан Пятницкий.
Хор Пятницкого
Коллективизация больно прошлась по деревне. В 1929 году, в самый ее разгар, кулаков искали по всем селам. И эта кампания добралась даже до столичной сцены.
«Нам не нужен хор с песнями кулацкой деревни. Новой деревне – новые песни».
Этим лозунгом ударили по популярному хору народной песни имени Пятницкого. Но хор ничего – он пережил эту атаку. Почему? Сам Ленин был в восторге, когда в 1918 году перед ним спели народные исполнители Пятницкого. А потом еще и Сталин, говорят, пускал слезу над их песнями. А еще раньше, за 20 лет до того, столичная публика впервые открыла для себя народную песню. Первооткрывателем же был Митрофан Пятницкий.
Митрофан Пятницкий
Отец Митрофана, Ефим Петрович, служил в церкви в воронежской глубинке. Та же стезя была уготована мальчику. Его отправили в духовное училище. И вот там произошел, казалось бы, пустяк: глава училища отец Иоанн приметил у Пятницкого, не самого успешного ученика, увлечение, как он сформулировал, «кабацкими песнями». Он отправил отцу Митрофана просьбу как следует его за то проучить. У подростка на почве этого конфликта произошел нервный срыв. И так выяснилось несколько вещей. Первое – что у Митрофана чрезвычайно тонкая душевная организация. Второе – простые народные песни оказались его главным увлечением в жизни.
Интересно разрешился конфликт с отцом Иоанном. Когда его подопечный выздоровел, он взял его к себе на должность эконома. Больше того, потом даже помог тому найти учителя пения. Пятницкий никак не мог расстаться с мечтой о выступлениях. И вот, когда Митрофану уже было фактически тридцать два года, его согласились прослушать в консерватории. И даже приняли туда. А ведь для начала учебы на вокалиста это был уже солидный возраст.
И тут стряслась беда. У Митрофана, который почти дотянулся до своей мечты, случился новый нервный срыв. И все тот же отец Иоанн вновь подставил свое плечо. Он пристроил Пятницкого в одну из лучших клиник лечения душевных болезней.
Когда Митрофан вернулся к нормальной жизни, его в консерваторию уже, конечно, не взяли. Зато он добился прослушивания у самого Федора Шаляпина. И – успех! Великий бас оценил баритон самородка и даже предложил выступить перед влиятельными людьми из мира музыки. Снова, оказалось, Митрофан Пятницкий приблизился к исполнению мечты. И вновь – приступ злосчастной болезни. Шаляпин не редко навещал сломленного Пятницкого в больнице, поддерживал. Но ведь тому уже было 40 лет. Казалось бы, никаких шансов на музыкальное будущее.
Создание хора Пятницкого
Все переменилось, когда Митрофан Пятницкий решил подступить к своей мечте с другой стороны. В 1904 году он стал известен благодаря изданным им народным песням, которые он искал в Воронежской губернии. А на масляной неделе 1911 года он показал Москве и настоящее русское исполнение. На сцене дворянского собрания была обустроена русская печь, горшки, чугунки, люлька. Чуть больше десятка отнюдь не ряженых, а настоящих природных крестьян, которых Пятницкий привез в первопрестольную, исполняли свои песни. Успех оказался ошеломительным. Как писали, «концерт оказался в высокой степени интересным и этнографически поучительным». Затем последовали новые концерты, граммофонные записи, посещение выступлений Шаляпиным, Рахманиновым, Буниным. Это было настоящее новое открытие русской песни столичной публикой.
Никто из звезд Пятницкого не имел музыкального образования. И как говорят, он просто просил их петь так, будто они у себя в избе или на завалинке. Их «певческая артель», как они сами себя называли, дала немало концертов. И пережила она и революцию, и войны, и коллективизацию, и смерть их руководителя Митрофана Пятницкого.
Перед смертью Пятницкий лишь попросил:
«Прошу только, не пойте в ресторанах, песня-то народная… Ну, а если станете там петь, не связывайте мое имя с хором».