Церковное пение

С Воскресным днем, дорогие братия и сестры!

В воскресный день верующие люди спешат с раннего утра в храм. Ведь мы шесть дней посвящали трудам и заботам мирским, а седьмой должны посвятить Господу Богу.

Торжественна и великолепна воскресная Литургия. Каждое воскресенье – малая Пасха. Благоукрашенный храм, дивные лики святых, которые смотрят на прихожан, чудесное церковное пение – всё это будто поднимает нас над землей, устремляет к Небу.

В этой статье речь будет идти про церковное пение, которое является неотъемлемой частью любого православного богослужения, и выступает формой совместной молитвы участвующих в нем.

Церковное пение

Пение занимает очень важное место в православном богослужении. Это форма совместной молитвы участвующих в богослужении.

Церковное пение имеет целью не воздействовать на эмоции человека, а объединить голоса всех прихожан с голосом Церкви.

В Евангелии от Марка повествуется о том, как Господь наш Иисус Христос шел на гору Елеонскую вместе с апостолами и пел псалмы. Это и было благословением употребления музыки в молитве.

Уже в апостольское время прославление Господа в псалмах и духовных пениях имело свой чин и установленный порядок. И сами апостолы использовали пение как форму молитвы.

Церковное пение в храме

Виды православной музыки

Ещё во времена Византии возникли древние распевы. Это древне-византийский распев, а также распевы других народов, которые разделяли религию, обычаи и культуру византийского народа. На Кавказе появился древне-грузинский распев, на Западе и Древней Руси – знаменные, столповые и другие распевы.

Партес или многолосие местом своего рождения имеют Украину и Белоруссию. В XVII веке под влиянием католической партесной музыки первые многолосные произведения стали распространяться и на Руси. Самыми знаменитыми авторами многоголосной музыки являются Д.С. Бортнянский, С.В. Рахманинов и многие другие.

И еще одним видом церковного пения является исполнение духовных стихов и псалмов. Эти произведения поются вне богослужения, поэтому так и называются – небогослужебными.

Знаменное пение

Другое название знаменного пения – крюковое пение. В основе данного типа церковного пения лежит одноголосное хоровое исполнения композиции. Знаменное пение (крюковое пение) – тип церковного пения, в основе которого лежит одноголосное хоровое исполнение композиции.

Знаменное пение на Руси появилось с древних времен. Распространение многоголосия на Руси началось ещё со времен Византийской империи в рамках развития осьмогласия. Во многом по этой причине знаменный распев считается православным каноническим пением.

Слово «знамена» синонимично со словом «крюки». Поэтому знаменное пение по-другому ещё называют крюковым.

В древних богослужебных книгах над каноническим текстом звуковые интервалы обозначались с помощью специальных знаков крюков. С помощью этих знаков исполнитель мог понять напев данного текста. Эти мелодические обороты были для певца своеобразными образцами для составления мелодий в зависимости от чина и времени службы.

Источником знаменного пения на Руси, которое было распространено вплоть до XVII века, была византийская литургическая практика.  На смену крюковому пению пришло партесное.

Знаменитые композиторы П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др. использовали в своих сочинениях мелодии знаменного распева.

Можно сказать, что и сейчас в Православной Церкви существует большой интерес к возрождению знаменного распева.

Пение в церкви

Партесное пение

В основе партесного пения лежит многоголосие. Хор исполняет музыкальное произведение, разделяясь на голоса или партии. Количество голосов может достигать в некоторых случаях и 48, но в основном хор делится от 3 до 12 партий.

При партесном пении композиция может исполняться с постоянным и переменным многоголосием. Знаменный и другие распевы обрабатываются в 4 голоса при постоянном многоголосии. При переменном же многоголосии чередуется звучание полного хорового состава и отдельных групп голосов.

Партесное пение на Руси родилось на юго-западе, и было связано со стремлением православных христиан разработать отличное от католического органного звучания пение.

Православные братства открывали при монастырях школы и вводили партесное пение в храмах и церковных хорах.

Постепенно шло распространение партесного пения с юго-запада Руси на территорию Московского государства. Таким образом, партесное пение пришло на смену знаменному.

В 1668 году партесное пение было официально введено в богослужебную практику с согласия восточных патриархов.

Духовные стихи

Духовные песни, которые исполнялись бродячими певцами, скитские песни старообрядцев и монахов, псалмы – всё это составляет сокровищницу небогслужебных духовных стихов.

Зачастую исполнение этих произведений сопровождалось звуками жалеек, гудков, колесных лир, гуслей. Духовные композиции выражали глубинную веру народа. Для них также характерно влияние апокрифов, элементов язычества (Мать-Земля, Правда и Кривда и т.п.). До нас дошло большое число сборников этих песен.

Современные продолжатели этого жанра исполняют свои стихи уже в более христианской манере, без примеси язычества или иных поверий.

Церковное пение

Литургическая поэзия

На главную страницу сайта - Семья и Вера