17 июля в истории. Борис Лавренев

В этот день 1891 года родился советский прозаик, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент, автор повести «Сорок первый» Борис Лавренев.

Борис Лавренев

Будущий писатель и не предполагал, что литература станет его главной любовью и профессией. В молодости юношу тянуло к морским путешествиям, скитаниям по стране и жизненным опасностям, сочетавшимся с лихим переломным временем. Борис Лавренев участвовал в Первой Мировой войне, в Гражданской войне.

Но многое поменялось с решением изменить статус воина на должность фронтового корреспондента. В 1923 году Борис демобилизовался, начал активно сотрудничать с газетами, даже дебютировал как драматург. Пьеса «Дым» о белогвардейцах в Туркменистане прошла на ура. За две других, «За тех, кто в море» и «Голос Америки», драматург получил по Сталинской премии. Впоследствии коллеги по цеху признавали оба текста типичными образцами заказной идеологической прозы.

Творчество Лавренева

Однако, несмотря на критику и официоз, произведения Лавренева были интересны и увлекательны для многих читателей. Писатель твердыми ногами стоял на лихо закрученном сюжете, сильных характерах и художественных образах, который часто черпал из своего личного опыта. Так портрет Говоруха-Отрока, персонажа повести «Сорок первый» и одноименного фильма, автор и сценарист списал с одного из однополчан.

Писатель Борис Лавренев

«Мы снимали фильм о гражданской войне как о великой трагедии, когда живое тело нации рвали на куски и лилась кровь. Я бы не стал над этим шутить. Мне очень дорого, что в нашем фильме мы впервые изобразили белогвардейца не барином, не насильником, не уродом – что было нормой в то время, – а красивым человеком, заслуживающим любви», – так говорил в интервью режиссер картины Григорий Чухрай, сочувствуя классовому врагу советского режима.

Сам автор этого бессмертного произведения был настроен куда более революционно.

«Мне посчастливилось жить в эпоху великих социальных сдвигов, наблюдать крушение старого мира и рождение нового. Вспоминая пережитое, я всегда повторяю чудесные строки Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в минуты роковые», – так утверждал Борис Лавренев. И как бы продолжал: «Литература должна быть короткой, четкой, правдоподобной. Литература должна взвинчивать и захватывать. Читаться запоем».

«Сорок первый»

Повесть «Сорок первый» стала визитной карточкой автора. Переведенная на многие языки мира, она была издана многочисленными тиражами. Кинокартина собрала миллионы зрителей в кинозалах, заставляя сопереживать зрителей по всему миру над трагической любовью белогвардейца и красноармейца-рыбачки Марютки.

«… Марютка шагнула вперед, нагнулась. С воплем рванула гимнастерку на груди, выронив винтовку… Она шлепнулась коленями в воду, попыталась приподнять мертвую, изуродованную голову и вдруг упала на труп, колотясь, пачкая лицо в багровых сгустках, и завыла низким, гнетущим воем: – Родненький мой! Что ж я наделала?»

Борис Лавренев

Эта финальная сцена, в которой главная героиня убивает любимого мужчину ради идеи большевизма, заставляла многих и переживать, и задуматься о цене революции.

«За оригинальность сценария, гуманизм и романтику», – с такой формулировкой в 1957 году киноленте «Сорок первый» был присужден специальный приз Каннского кинофестиваля.

По большому счету, это была творческая вершина Лавренева. Он постоянно издавался, печатался. Он был известен, как автор, создавший такое трогательное лирическое произведение.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера