Канавка Богородицы в Дивеево

Конец весны, лето, осень – это, наверное, самое насыщенное время для поездок и паломничества. Для многих принципиально взять отпуск именно в это время, чтобы всей семьёй отправиться в путешествие. Сегодня мы имеем смелость познакомить вас с удивительным, намоленным уголком Русской земли, хранимым самой Богородицей. Здесь жил, трудился и молился великий русский святой Серафим Саровский.

Как вы уже догадались, речь пойдёт о Дивеевском женском монастыре. Да, именно здесь покоятся мощи преподобного старца, обретение которых Православная Церковь будет праздновать первого августа. И именно здесь, в Дивеево, находится та самая Канавка Богородицы, которую сёстры обители выкопали своими руками, как велела Матерь Божья.

История Дивеевской обители

История Дивеевской обители начинается со второй половины восемнадцатого века. Основала монастырь матушка Александра, в миру Агафья Семёновна Мельгунова, богатая рязанская помещица. После смерти супруга она дала обет служить Богу. Агафья приняла постриг в Киево-Фроловском монастыре. Там же ей явилась Богородица и велела отправиться в странствие по Руси, чтобы найти место, где с благословения Царицы Небесной будет основана монашеская обитель. Выбор Матери Божьей пал на Дивеево. Обитель стала четвёртым земным Уделом Пресвятой Богородицы.

Неоднозначно складывалась судьба монастыря. Были и трудности, особенно вначале. И периоды расцвета, когда территория обители стала расширяться, полным ходом шло строительство новых храмов и монастырских построек. Увеличивалось число монахинь и послушниц. Как пример, в 1788 году, в самом начале строительства, в построенном матушкой Александрой домике жила она и четыре послушницы. В 1917 году уже проживало двести семьдесят монахинь и тысяча четыреста семьдесят четыре послушницы, причём численность населения села Дивеево составляло пятьсот двадцать человек. Прошло чуть больше века, и обитель стала крупным иноческим общежитием.

Явление Богородицы преподобной Александре Дивеевской

Первым храмом монастыря была Казанская церковь, построенная настоятельницей на собственные деньги. Маленькую монашескую общину стали называть Казанской. В 1789 году над общиной взял попечение молодой иеродиакон Серафим. Понемногу число насельниц общины увеличилось до сорока. В 1826 году отец Серафим благословляет рядом с Казанской общиной устроить ещё одну, Мельничную общину. И уже через полгода в Мельничной общине появились первые восемь насельниц.

Спустя девять лет после смерти преподобного, в 1842 году общины были объединены в одну, получив название Серафимо-Дивеевская. Прошло ещё девятнадцать лет, и общине присвоили статус монастыря. Произошло это в 1861 году.

Страшные годы разрухи и запустения начались с приходом к власти новых хозяев жизни. Через два года после революции монастырь был зарегистрирован как трудовая артель. Сёстры продолжали жить согласно монастырского уклада. Однако в 1927 году обитель закрыли. Часть сестёр рассеялась по округе, но большинство уехало в Муром.

Возрождение монастыря начинается с 1988 года. Через три года Священный Синод принимает решение возобновить деятельность монастыря. И уже через десять дней в обитель прибывают мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге.

Главная святыня монастыря

Канавка Богородицы в Дивеево является главной святыней монастыря. За время советской власти она также пострадала от рук богоборцев. Частично была засыпана. Через неё были построены мосты и проведены коммуникации, в том числе и канализационная труба. Для глаз верующих людей это была удручающая картина.

История Святой Канавки начинается 25 ноября одна 1825 года. Именно в этот день явилась Матерь Божья Серафиму Саровскому и повелела основать Мельничную общину, а также указала, где нужно прорыть канаву с валом. Согласно указаниям Богородицы, копать Канавку должны были только сёстры общины, мирянам было позволено насыпать вал.

Работы по устроению святыни начинал сам Серафим, и закончены они были после его смерти. Ещё при жизни батюшка говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдёт да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

Святая канавка Богородицы в Дивеево

Возрождение Канавки началось в 1992 году, когда сёстрам разрешили после вечерней службы идти по ней крестным ходом. Строительные работы начались в 1997 году. Администрация Дивеево дала согласие на восстановление при условии полного согласования каждого участка работ.

Большая часть работ была завершена к столетию прославления преподобного. Сделано было много: сама Канавка была очищена и восстановлена. Тропинка, идущая по валу, обнесена металлической оградой и выложена плитами. Установлены мраморные поклонные кресты, вместо мельницы построена часовенка.

Современный вид обители

Современный вид обители можно описать двумя словами – райский уголок. И это действительно так. Всё это благолепие – плод человеческого труда. После страшных лет разгрома монастырь возродился. И теперь здесь созданы все условия, чтобы паломникам было комфортно. На территории монастыря построена гостиница для священников, рядом с монастырём гостиничный комплекс для мирян. Работает паломнический центр.

Приехав сюда, словно попадаешь в другую реальность. Здесь всё дышит покоем и любовью. Радует глаз красивая архитектура храмов, купола которых, кажется, держат небо. Ухоженные дорожки и клумбы, везде обилие цветов и благоухание ароматов.

Наверное, даже самая исстрадавшаяся и изболевшаяся душа, окунувшись в эту благодать, снова способна ожить. А ведь окунуться вы можете не только душой, но и телом в святой источник батюшки Серафима.

Канавку Богородицы в Дивеево батюшка Серафим называл надёжным щитом от антихриста. Говорил, что она высотой до неба. И это именно так, ведь она проложена там, где прошла Богородица, где остались Её Святые следы. А кто, кроме Матери нашей Небесной и Господа Бога, защитит нас, вразумит, спасёт, исцелит? Нет в нашем мире другой силы, которая сильнее Того, Кто создал всё живое на земле. Кто создал мир, в котором мы живём!

Канавка Богородицы в Дивеево

Святая Канавка – благословение Богородицы

На главную страницу сайта - Семья и Вера