17 августа в истории. Покорение Северного полюса

В этот день 1977 года советский ледокол «Арктика» достиг Северного полюса, первым из надводных кораблей.

Покорение Северного полюса

Первые, еще не полностью осознанные попытки достичь Северного полюса по морю предпринимались с начала XVI века. Сначала самые отчаянные храбрецы пытались добраться к заветной точке по воде, а с XX века – и под водой. Хотя первые ледоколы появились еще в XIX столетии, ни одно судно не могло справиться с арктическими льдами. Довольно близко к цели подобрался норвежец Фритьоф Нансен в 1895 году. Он рассчитал направление течения. А потом на специально сконструированном судне «Фрам», намеренно застрял во льдах. И уже так, на вмерзшем в лед корабле, дрейфовал к самому полюсу. План почти удался. «Фраму» не хватило несколько сотен километров до вершины мира.

В начале нового века полюс покорился – но лишь пешим первооткрывателям.

И  вот до конца 1950-х годов туда добирались самыми разными способами: на упряжках, самолетах, дирижаблях, даже прыгали с парашютом ровно на 90-й широте. Наконец, покорилась и водная стихия. 3 августа 1958 года полюса достигла американская подводная лодка «Наутилус». Но – в подводном положении. В марте следующего года другая американская субмарина «Скейт» у полюса все же всплыла. Дойти же до этого места надводному судну считалось почти нереальным. За это невозможное дело взялся Советский Союз.

Справиться с задачей можно было только судну с ядерной силовой установкой. А СССР в этом деле был докой. В 1957 году в Ленинграде спустили на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Но его, первенца своего класса, отправить в столь серьезный поход не рискнули.

Ледокол «Арктика»

Поход ледокола «Арктика» на Северный полюс

Почетную миссию возложили на второй ледокол – «Арктика», спущенный на воду в 1972 году. Почти 150 метров длиной, 75000 лошадиных сил. Толщина борта 100 мм высокопрочной стали. «Арктика» – плавучая инновация того времени. Экипаж жил как на круизном лайнере. Большая часть из 155 кают – одноместные. Внутри – кинозал, шахматный и музыкальный салон, две сауны, библиотека, спортзал, парикмахерская и даже фотокаюта. В медицинском блоке – кабинет рентгена, операционная и даже стоматологическое отделение. После долгих испытаний, 25 апреля 1975 года на «Арктике» подняли флаг и начали настоящие походы.

Судно в течение двух сезонов намеренно направляли в районы со сложными условиями. Как сказал капитан Юрий Кучиев, «испытывались бойцовские качества ледокола». И вот, 13 июля 1977 года министр морфлота Тимофей Гуженко подписал план подготовительных мероприятий, а уже 9 августа судно отправили в поход.

«Арктике» пришлось сделать от Мурманска большой крюк, через северную конечность Новой Земли, мыс Желания, через пролив Вилькицкого в море Лаптевых, и только потом – курс на Северный полюс. Запутанность маршрута объяснялась не только ледовой обстановкой, но и желанием провести в пути научные изыскания. Кроме экипажа в экспедиции числилось целая группа из Арктического института. Возглавил поход лично министр Гуженко. Всего – 207 человек. Большая часть пути прошла легко, но чем ближе к цели, тем толще и опаснее становились льды. Руководитель группы Арктического института Илья Романов в одном из интервью рассказывал:

«Чем ближе мы подходили к Северному полюсу, тем более увеличивалось сплочение льда. Оно достигало 9-10 баллов, а это значит: почти вся поверхность океана была скована льдами; льды представляли собой огромные поля, и эти поля дрейфовали вместе, встречаясь, сталкиваясь, разрушаясь…»

Капитан Юрий Кучиев

Несмотря на сложности, ни одной внештатной ситуации не возникло.

И вот, на 8-е сутки, 17 августа 1977 года капитан радировал в Москву короткое сообщение: «Прибыли 04:00 МСК». Северный полюс впервые покорился кораблю.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера