Любовь – спасительница наша

С воскресным днем, дорогие братия и сестры!

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Какая заповедь наибольшая?

Фарисеев очень сильно волновал вопрос о том, какая из всех заповедей наибольшая в законе. Они разделили заповеди на большие и меньшие. Под большие заповеди попадали те, которые говорили об исполнении обрядовой стороны религии. А в число меньших заповедей попадали те, которые говорили о правилах доброй жизни. Но фарисеям было важно ответить все же на вопрос, какая из заповедей самая главная, чтобы знать, какую заповедь можно оставить без исполнения в том случае, когда не будет возможности исполнить обе заповеди вместе.

И вот фарисеи в очередной раз приступили к Спасителю со злобным намерением задать ему каверзный, на их взгляд, вопрос, и посрамить Господа в глазах народа. К сожалению, никто из них не сознавал, что сущность закона в послушании Богу. Поэтому, если даже исполнить все заповеди, а хоть одну произвольно нарушить, то вина будет во всем.

Возлюби Господа Бога твоего

Фарисеи задали вопрос Иисусу не для того, чтобы узнать истину, чему-то научиться, а искали случай уличить Иисуса в богохульстве. Господу, конечно же, были понятны намерения вопрошавших. Было ясно и то, что фарисеи позабыли о любви, которая есть душа всех заповедей, они истаивали от злобы. И Господь прямо указал им на то, что они позабыли: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь».

Христос и фарисеи

Без этой заповеди невозможно совершить ни одной Богу угодной добродетели. Когда вся душа и весь ум будут посвящены Богу, то и всякое желание и действие будут добродетельны, всякое помышление – непорочно и рассуждение – свято. Всякое дело становится поистине добрым только тогда, когда согрето любовью, идущей из самых глубин нашего сердца.

Возлюби ближнего твоего, как самого себя

Любовь к Богу – это благодатный источник и любви к ближнему. Если мы все дела и мысли делаем из любви к Богу, то сможем научиться и любить ближних.

«Вторая же заповедь, подобная ей, – сказал Христос, – возлюби ближнего твоего как самого себя». Это значит, что мы должны поступать с людьми так, как хотели бы, чтобы поступали с нами. А также делать добрые дела, которые сами хотели бы в этой жизни получить.  Если мы хотим заботы, то в первую очередь должны научиться проявлять эту заботу по отношению к окружающим близким нам людям.

Больше заповедей, чем заповеди о любви к Богу и к ближним, нет на земле. На них утверждается весь закон и пророки.

Любовь – мать всех заповедей

Бог есть любовь. И все Его законы проистекают из любви, как вода из источника.

Поэтому нам необходимо научиться любви, чтобы никакие искушения не смогли сдвинуть нас с этого основания всех добродетелей.

Господь, произнося эту заповедь о любви, говорит трижды: «всем, всею, всем». Он хочет показать, что любить Бога праведно, полезно, это необходимо. А если мы посвятим Богу только часть своей души, часть своего ума, то в ту часть, где нет Бога, вселится грех, страсти, скверные помышления. И эта часть растлит и ту часть, которая посвящена Богу.

Если сердце, и душа, и помышления будут обителью живущего в нас Господа Бога, тогда будем искренно любить и ближних своих.

На фоне храма

В сердце каждого человека есть искра божественного огня, и этот огонечек не может не согревать. Если мы не согреваем ближнего, то значит в нашем сердце нет той сердечной теплоты, которую восприемлют от источника жизни – Бога.

Любовь – надежная спасительница наша, приобретается усердной молитвой, покаянием, терпением, смирением и милосердием, состраданием к ближним.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Возлюби Бога и ближнего как самого себя

На главную страницу сайта - Семья и Вера