В этот день 1941 года перед лицом наступающих войск гитлеровской Германии объявлено осадное положение в Москве.
Осадное положение в Москве
«О ВВЕДЕНИИ ОСАДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Сим объявляется, что оборона столицы на рубежах, отстоящих на 100-120 километров западнее Москвы, поручена Командующему Западным фронтом генералу армии т. Жукову, а на начальника гарнизона г. Москвы генерал-лейтенанта т. Артемьева возложена оборона Москвы на ее подступах…
- Ввести с 20 октября 1941 г. в городе Москве и прилегающих к городу районах осадное положение.
- Воспретить всякое уличное движение как отдельных лиц, так и транспортов, с 12 часов ночи до 5 часов утра…
- Нарушителей порядка немедля привлекать к ответственности с передачей суду военного трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению порядка, расстреливать на месте». И подпись – Сталин.
Этот документ констатировал то тяжелейшее положение, в которое угодила Москва осенью 1941 года. То, что враг занес меч над самой столицей, стало ясно 30 сентября. Тогда немцы перешли к реализации плана «Тайфун». Это был решающий штурм. Наступали со всех сторон. 3 октября танки Гудериана на юго-западе взяли Орел, 6 октября – Брянск. На следующий день на западе немцы замкнули кольцо окружения под Вязьмой, одно из самых больших за всю войну. Однако новости об этом гражданам просачивались в виде слухов, фронтовые сводки в то время были очень скупы, старались сглаживать углы, самые мрачные новости приходили с опозданием, и атмосфера в столице была очень гнетущей. Как вспышка молнии стало сообщение 15 октября:
«В течение ночи с 14 на 15 октября положение на Западном направлении фронта ухудшилось…», – впервые прямо заявлялось об «ухудшении». А тут еще принятое решение об эвакуации основных учреждений столицы:
«Ввиду неблагополучного положения в районе Можайской оборонительной линии…
- Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в г.
- Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также Правительство во главе с заместителем председателя СНК т. Молотовым (т. Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке).
«Московская паника»
16 октября вошло в историю под названием «московской паники». Это был единственный день, когда даже столичное метро отказалось работать. Три дня толпы людей шли на восток, местами свирепствовали бандиты и мародеры. И все же ситуация была взята под контроль. По воспоминаниям одного из охранников Сталина, тот стал свидетелем хаоса на улицах, и видимо тогда и принял решение все же самому остаться в Москве, не уезжать из нее вместе с правительством. 19 октября вышло постановление об осадном положении, 20 октября улицы были уже спокойны. Жизнь в Москве стала полностью на военные рельсы. Каждый октябрьский день налеты. В метро под землей установилась своя жизнь. Тут прятались от бомб. За пару лет в нем на свет появилось 217 детишек. Львиная доля времени москвичей проходила в очередях. Будничная запись из дневника москвича:
«На Тверской стояла очередь за сыром. Рядом упала фугаска. Очередь многих не досчиталась».
Оборона Москвы
Психологически столица собралась. Она была уже готова работать и воевать. Сотни тысяч горожан вышли строить полосы обороны. Они пролегали по окружной железной дороге, Садовому и Бульварному кольцам. Баррикады, надолбы, ежи появились в самом центре Москвы.
В тех же последних числах октября зарядили дожди. Немецкое продвижение увязло в осенней распутице. Ожесточилось и сопротивление советских дивизий. 7 ноября в осажденной Москве прошел парад, и вся страна начала понимать, что еще не все потеряно. 5 декабря красная армия перешла в контрнаступление. И уже 7 января 1942 года осадное положение в столице было отменено.