Иконописное искусство

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Иконой называется принятое Церковью и освящённое изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из священной и церковной истории.

Иконописное искусство

Иконопись – специфический жанр живописи, история развития которого охватывает два тысячелетия. Появилась во времена процветания Римской империи вместе с возникновением христианства. Существует предание, согласно которому первая икона (Богоматерь с Младенцем на руках) написана апостолом Лукой.

На Руси иконы появляются с принятием христианства. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже XI-XII веков был преподобный Алипий, монах Киево-Печерского монастыря.

В дальнейшем иконопись распространяется по всей стране, становясь главным жанром изобразительного искусства. В истории русской иконописи много славных имен, самым почитаемым из которых стало имя преподобного Андрея Рублева. Выдающимися иконописцами были также Феофан Грек, Дионисий, Даниил Чёрный.

Правила написания икон

Иконы по строго определённым правилам (канонам) пишутся красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом – особым грунтом.

Если реалистическая живопись изображает мир по законам линейной перспективы, когда по мере удаления от зрителя предметы уменьшаются, то в иконе, наоборот, все линии сходятся к человеку, изображение как будто движется навстречу, предметы не уменьшаются по мере удаления от зрителя, а зачастую даже увеличиваются. В иконописи это называется обратной перспективой. Это хорошо видно в иконе «Ветхозаветная Троица»: фигуры Авраама и Сарры, стоящие ближе к зрителю, кажутся маленькими, а три Ангела, сидящие за столом, напротив, большими.

Ветхозаветная Троица

Можно ли изображать Бога?

В истории Православной Церкви были периоды, когда иконы запрещались, уничтожались, а поклоняющихся им называли идолопоклонниками. При этом противники икон ссылались па запрет изображать Бога, данный в Ветхом Завете, и на слова евангелиста Иоанна Богослова: «Бога не видел никто никогда» (Ии. 1, 18). Однако защитники икон – Иоанн Дамаскин и Феодор Студит привели веские аргументы в пользу икон. Благодаря воплощению Христа стало возможным и изображать Его. Чествование икон и поклонение им относится не к веществу иконы, не к дереву и краскам, а к Первообразу (слово «икона» по-гречески и значит «образ») – Господу Иисусу Христу – и к тому, кто на ней изображён. Восстановление иконопочитания произошло в году на Седьмом Вселенском Соборе.

Символика икон

Икона изображает личность или событие в вечности, в Царстве Небесном, поэтому на ней часто воспроизводят события, которые происходили в разное время. Так, на иконе «Рождество Богородицы» слева представлены праведная Анна и служанка, принимающая новорожденную Марию, справа – Дева Мария на руках у любящих родителей, Иоакима и Анны. Так икона совмещает прошлое и будущее и показывает нам, что чудесные события происходят в другом, неземном времени и пространстве. Поскольку в духовном мире нет иного источника света, кроме Божественного, то нет необходимости изображать солнце, факелы или свечи. Золотое сияние разлито равномерно по всей поверхности иконы, и поэтому предметы и лица на иконах не отбрасывают тени. Это ещё одна особенность иконы – отсутствие теней.

В иконе сознательно нарушены пропорции фигур святых: они необычайно вытянуты, удлинены и лишены объёма. Сочетание очень высокого роста, неземной легкости, почти невесомости, символизирует их принадлежность к духовному миру.

Большую роль в иконе играет цвет. Фон иконы, как правило, пишется золотом, так как блеск золота позволяет почувствовать сияние Бога и великолепие Царства Небесного, где никогда не бывает ночи.

Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, целомудрия. Белым пишутся одежды Христа, в белые одежды облачены праведники в сцене Страшного суда. Нимбы над головами святых тоже часто пишут белым цветом. Синий и голубой цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира.

Синий цвет – это цвет Девы Марии, соединившей в Себе и земное и небесное.

Красный цвет – символ любви, жертвенности, Крови, пролитой за людей Иисусом Христом. Красным пишутся одеяния мучеников, багряница, надетая на Христа во время суда в претории. Плащ Архангела Михаила, чьё имя переводится «кто как Бог», тоже красный. Красным цветом пишутся и крылья серафимов.

Зелёный – это цвет обновления, цвет жизни, в иконе означает духовное возрождение.

Чёрный цвет символизирует отсутствие света, поэтому он есть в картинах Страшного суда. Гроб Лазаря, пещера Рождества, Голгофа –тоже чёрные. Чёрными пишутся и монашеские одежды.

Иконописная мастерская

Большое значение имеет предмет в руках святого как знак его служения или прославления. Так, апостол Павел обычно изображается с книгой в руках как проповедник Евангелия и автор посланий; у апостола Петра – ключи от Царства Божия, которые вручил ему Спаситель. изображаются с крестом или пальмовой ветвью: крест – знак сораспятия Христу, а ветвь – принадлежность к Царству Небесному. Пророки обычно держат свитки своих пророчеств, пророка Исайю изображают с горящим углём, царя Давида – с Псалтирью. Ангелов можно узнать по торокам – лентам в волосах, которые символизируют слушание ими Бога.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Святой образ 

На главную страницу сайта - Семья и Вера