13 ноября в истории. Николай Метнер

В этот день 1951 года ушел из земной жизни русский композитор и пианист, создатель жанра музыкальной сказки Николай Метнер.

Николай Метнер

Мать будущего композитора происходила из старинного рода Гедике, подарившего миру несколько выдающихся музыкантов. Не удивительно, что Николай Метнер с легкостью учился в консерватории, не изучив теоретические предметы пианистов в полном объеме. А класс контрапункта педагога Сергея Тонеева и вовсе посещал только один год. При этом учитель музыки зуб на ученика не держал, утверждая, что выпускника Метнера стоило бы наградить не золотой, а бриллиантовой медалью, если бы такая имелась в консерватории. Тонеев полагал, что имя Метнера станет звездным в фортепианном мире.

В действительности произошло иначе – современники Рахманинов, Скрябин, Прокофьев вышли на первый план, отодвинув назад имя таланта Метнера, композитора-самоучки. В том числе и из-за более независимого характера Николая Карловича, который часто проявлялся с неожиданной стороны. Так на австрийском конкурсе имени Рубинштейна Николай Метнер выиграл право на концертное турне по Европе. Но исполнять пятый фортепианный концерт Рубинштейна, что являлось главным условием конкурса, Метнер не любил, и пересиливать себя не стал, и попросту отказался от турне.

Творческий путь Метнера

Пианист играл для публики своих любимых композиторов: Бетховена, Баха, Моцарта. Но исключительное впечатление на слушателей Метнер произвел авторскими концертами, о которых писательница Шагинян вспоминала не иначе, как о празднике для души.

Николай Метнер

А творческий материал был в изобилии. Николай Карлович неустанно сочинял сказки, сонаты, сюиты, десятки романсов, концерты для фортепиано с оркестром.

«Метнер появился сразу какой-то готовый… Не было у Метнера слабых, ранних произведений, – такое мастерство, что эти сочинения могли быть созданы и в пору, куда более позднюю», – подмечал критик Александр Гольденвейзер. Но в целом московские рецензенты «замалчивали творчество Метнера», как и гастрольные организаторы, что подтверждал педагог Михаил Гнесин:

«… Рахманинов привел в недоумение всех музыкантов, настаивая и чуть ли не требуя, чтобы устроили концерт Метнеру», которого Сергей Васильевич считал «… самым гениальным из всех современных музыкантов».

Сам Николай Метнер связывал подобное отношение к себе не только с чертами своего характера, но и с несвоевременностью дарования, о чем делился с братом:

«… Не приходило тебе в голову, что я опоздал родиться, что то, что я пишу, не по времени?.. я одновременно сознаю и как колоссальный недостаток, и как достоинство… Ведь я страшно презираю все, что в настоящее время творится в музыке… родился… с опозданием на одно столетие».

Композитор Николай Метнер

В эмиграции

Низкий интерес к творчеству Метнера наблюдался и в Европе, куда композитор эмигрировал после революции. Он перебивался случайными заработками и только в последние годы что-то поменялось.

Это было как в сказке. Индийский махараджа услышал сочинений Метнера и влюбился в музыку настолько, что взял на себя все финансовые расходы русского гения. Это позволило композитору сделать аудиозаписи своих произведений. «Мою музыку забудут, музыку Метнера никогда!», – утверждал Рахманинов. Сергей Васильевич, как и махараджа, понимал толк в искусстве.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера