16 ноября в истории. «Буран»

В этот день 1988 года была официально завершена советская  космическая программа «Буран». Это произошло спустя день после запуска аппарата.

Космическая гонка

За недолгие 30 лет, прошедшие с момента первого полета в космос Юрия Гагарина, советская космонавтика набрала ускорение и поставила множество рекордов, которые пытались обойти Соединенные Штаты Америки. Американцы успешно провели «лунную программу», а также опередили с разработкой и запуском программы «Спейс шаттл», ставившей перед собой задачу запуска в космос корабля многоразового использования. Космический челнок должен был курсировать между Землей и околоземной орбитой, доставляя грузы в обоих направлениях.

Узнав о западных разработках, советское руководство предположило, что за американской программой «Космическая транспортная система» скрывается военная угроза, а именно – использование шаттлов в качестве транспортировщиков ядерного оружия. Перед советскими конструкторами была поставлена срочная задача по созданию аналогичного корабля-ракетоплана «Буран». Для этого Советский Союз не жалел ни миллиардов рублей, ни человеческих ресурсов, задействовав в программе порядка 6 тысяч предприятий и более 3,5 миллионов человек. Курировало весь процесс специально созданное проектное бюро «Энергия».

«Буран»

«Буран»

Создание «Бурана» от чертежей, аналогичных «шаттлу», и до проверки последнего винтика, заняло 12 лет. Технические характеристики американского аналога были усовершенствованы. Так грузоподъемность советского аппарата оказалась в 1,5 раза выше. На случай аварии в «Буране» присутствовали две системы для спасения экипажа – катапультные кресла и возможность разделения космоплана и носителя на взлете. Кроме того, в отличие от шаттла, «Буран» обладал возможностью проведения всего полета в автоматическом режиме, без присутствия космонавтов на борту. Что и было продемонстрировано всему миру.

«Летающая бочка», как прозвали космический корабль, продержался в космосе 205 минут, совершив за это время два витка вокруг земного шара. При посадке «Буран» отклонился от заданного курса, и конструкторы, затаив дыхание, наблюдали за его перемещением в пространстве, полагая, что «миллиардный» космический проект придется взрывать в воздухе.

«Отклонился от осевой линии полосы на 80 сантиметров, не более. Для такого изделия и для таких погодных условий – это колоссальная точность. Все ахнули, когда увидели это. Он отыграл порывы ветра, сбросил скорость и точно сел, как было положено», – так с восторгом описал внештатную ситуацию один из конструкторов.

Впрочем, повторного запуска корабля, который изначально задумывался, как многократный, не произошло. Программа, по сути, являвшаяся военным проектом, оказалась слишком дорогостоящей.

Да и сам корабль вернулся на Землю достаточно потрепанным – многие его детали и конструкции требовали ремонта и замены. А экипаж летчиков, который специально готовили под полет на «Буране», переместили на другие корабли.

Космическая программа «Буран»

Несмотря на критику того, что 15 миллиардов просто «выбросили на ветер», нельзя отрицать тот факт, что «Буран» стал важной вехой в истории космонавтики. А некоторые его наработки до сих пор находя применение в ракетостроении.

«Буран» стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством…», – так заметил в одном из интервью один из конструкторов проектного бюро. И как считали многие другие защитники инноваций, «Буран» просто опередил свое время.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера