20 ноября в истории. Бомбардировщик ТБ-3

В этот день 1935 года впервые в мире поднялся в воздух советский тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закрепленными на нем истребителями.

Советские бомбардировки в начале войны

Из отчета немецкой военно-воздушной миссии в Румынии:

«10.08.1941 года советские самолеты, действуя с высоты от 3000 до 4000 метров при безоблачном небе, трижды атаковали Черноводы, сбросив примерно 17 бомб на город. Явной целью удара был мост через Дунай, поскольку две бомбы попали в него, слегка повредив силовые балки и опоры и воспламенив трубопровод. Движение по мосту было прервано преимущественно из-за пожара».

Летом 1941 года в самом начале войны промышленные объекты в Румынии начали терроризировать советские самолеты. Румыния тогда была ближайшей союзницей гитлеровской Германии. Некоторые из этих налетов отличались поразительной точностью бомбометания, и главное, производили их советские истребители. Но как они могли оказаться за сотни и сотни километров от линии фронта? Иногда на их появление даже не реагировало румынское ПВО. Зенитчики просто не ожидали увидеть чужие истребители. Какова разгадка этого феномена?

«Цирк Вахмистрова»

Уже в конце 1920-х годов один из авиаинженеров Владимир Вахмистров замыслил фантастический проект. Создать летающий авианосец. Сцепку из одного или нескольких небольших самолетов с большим самолетом-носителем. По его замыслу так называемая «авиаматка» обеспечивает дальность полета. В нужный момент от нее отделяются боевые самолеты-истребители, а потом возвращаются обратно, либо добираются до родных аэродромов своим ходом. Таким образом, можно совмещать лучшие качества разных самолетов   серьезно расширять радиус их действия. «Звено», так был назван этот проект. А еще он получил имя «цирк Вахмистрова», потому как самые опытные пилоты не верили своим глазам, когда в советском небе стали появляться такие вот многоярусные конструкции из самолетов.

ТБ-3

Да, у Вахмистрова все получилось, он начал претворять свои идеи в жизнь. Начиная с декабря 1931 года, он создал 9 разных вариантов «Звена». В первых вариантах «авиаматкой» служил ТБ-1. Туполевская машина, первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик.

Бомбардировщик ТБ-3

А потом его место занял ТБ-3, еще более современный и надежный самолет, который так впечатлял современников своими размерами. Удивительно, но эти опыты были весьма успешными. Истребители крепили к большому бомбардировщику снизу, сверху, закатывали на крылья или подвешивали под днищем. Одним из участников испытаний был легендарный Чкалов.

«Весь полет, как в звене, так и в одиночку, нормален… Полет длился 12 минут».

В то же время об этих полетах с восторгом отзывался начальник ВВС Яков Алкснис:

«Изобретение тов. Вахмистрова является олицетворением совершенно новой, за границей нигде не применяемой, смелой и оригинальной мысли».

Лишь однажды такой сложный полет закончился трагедией, когда погиб один из летчиков при неправильной отстыковке от «авиаматки». В целом же, с учетом весьма примитивной техники той поры, «цирк Вахмистрова» себя оправдывал. 20 ноября 1935 года ему впервые удалось поднять в одной сцепке один ТБ-3 и целых пять истребителей. У него на кульмане даже был проект «авиаматки» с семью небольшими аэропланами на борту. Но это реализовать не успели. Вахмистров попал на некоторое время в опалу. Репрессировали его старшего брата, и за ним чуть было не ушел сам инженер. Но, в конце концов, Вахмистрова снова вернули к работе.

Бомбардировщик ТБ-3

А потом началась война. И диковинные «Звенья» Вахмистрова приняли участие в боевых действиях. Причем с уникальной эффективностью. Они бомбили стратегические объекты в Румынии, вывели из строя важнейший мост через Дунай, через который проходил нефтепровод. Но потом линия фронта отошла далеко на восток, и проект «Звено» потерял свою актуальность. Без сомнения, ничего подобного в то время в других странах мира не делали и даже просто скопировать успешно не смогли.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера