Храм и его устройство

С Воскресным днем, дорогие братия и сестры!

Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Православный храм – это место, где невидимо присутствует Сам Бог. Недаром его называют домом Божиим.

Устройство храма

Храм имеет две главные части – алтарь и собственно храм, где во время службы стоит народ. Но часто к этим двум частям прибавляется и третья, которая называется притвором.

Храмы всегда возводили на открытых, возвышенных местах, чтобы их было видно издалека.

Каждый храм имеет своё название, например храм Рождества Богородицы, храм Живоначальной Троицы, храм святителя Николая.

В отличие от обычного дома, храм строится по особым правилам. Основание храма чаще всего напоминает по форме крест – символ победы над смертью – или корабль, который, как Ноев ковчег, ведет нас к спасительной пристани Царства Небесного. Иногда в основании лежит круг – знак вечности, или восьмиугольная звезда, в память о Вифлеемской звезде.

Ноев ковчег

Прошло много тысяч лет с тех пор, как Адам и Ева были изгнаны из рая. На земле было уже множество людей. К несчастью, они не почитали Бога. Вся земля наполнилась злодеяниями и сделалась непригодной для жизни. И тогда Бог решил, что пора очистить планету от зла и смыть с неё всех людей, кроме праведного Ноя, который старался жить разуму, но и честно. Бог повелел Ною построить огромный корабль – ковчег, куда могли бы поместиться и Ной, и его семейство, и животные – «каждой твари по паре». Больше года носился спасительный ковчег по водам потопа, пока не остановился на вершине горы Арарат. Когда вода схлынула. Ной открыл дверцу ковчега и выпустил всех на новую землю, очищенную от греха. С тех пор Ноев ковчег стал символом спасения.

Ноев ковчег

Назначение храма

Храм – это место молитвы. Когда люди собираются для совместной молитвы, они становятся единым народом Божиим, с единым сердцем, и молитва обретает большую силу.

В храме совершаются различные службы, главная из которых – Божественная литургия.

Как вести себя в храме

Подходя к храму, православные люди осеняют себя крестным знамением, т. е. прикасаются сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому плечу, левому плечу. Делать это надо внимательно, неторопливо, потому что, крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие.

Переступив порог храма, христиане еще раз совершают крестное знамение. После этого (если богослужение ещё не началось) подходят к аналою, на котором лежит икона праздника (на ней изображено празднуемое событие, например, Рождество Христово, или же святой, память которого Церковь совершает в этот день), осеняют себя крестным знамением и прикладываются, т. е. благочестиво целуют икону, внутренне обращаясь с молитвой к тому, кто изображен на ней. К праздничной иконе, равно как и к другим иконам, можно поставить свечи (они продаются в свечном ящике). Свеча – это наша малая жертва Церкви и символ пламенной молитвы, без которой свеча не имеет смысла.

Если в церкви много народа, то свечи лучше передать, назвав иконы, к которым бы вы хотели их поставить.

Мужчины находятся в храме с непокрытой головой, а женщины – с покрытой.

Во время службы надо соблюдать тишину, дабы не мешать молитве. Переходить с места на место, пока идёт богослужение, не следует. Опаздывая на службу или уходя до ее окончания, вы проявляете неуважение к Церкви.

По древнему обычаю, мужчины становятся в правой части храма, а женщины – в левой. Проход от главного входа к Царским вратам занимать не надо. Если вы увидите, что кто-то нарушает порядок в храме, воздержитесь от замечаний. Полезней, если вы будете следить за собой, а не за другими. Главное – это мирное состояние вашего духа, взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.

Женщина в храме

Перед выходом из храма принято прикладываться к святым иконам. Подойдя к дверям храма, повернитесь к алтарю и совершите крестное знамение. Выйдя из храма, еще раз перекреститесь и поклонитесь.

Обращение к духовенству

К священнику обращаются по имени, например «отец Артемий» или «отец Ярослав», или просто – «батюшка». Это русская форма обращения. По отношению к диакону возможна только первая форма обращения, «батюшкой» его называть не принято.

Прежде чем задать какой-либо вопрос священнику, попросите его благословить вас. Для этого положите правую руку на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника как невидимую руку Самого Христа.

При обращении к епископу к его имени прибавляют «владыко», например «владыко Антоний».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Что мы видим в храме? 

На главную страницу сайта - Семья и Вера