1 декабря в истории. ЦАГИ

В этот день 1918 года основан ЦАГИ, Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского.

ЦАГИ

ЦАГИ – центр советской и российской авианауки уже более 100 лет. Создание его традиционно связывают с именем Николая Егоровича Жуковского – он действительно стал руководителем института в 1918 году. Но история его на деле длится дольше, еще с царских времен.

Заслуги патриарха мировой аэродинамики Жуковского преуменьшать не позволительно. Но все же он был не единственным, кто создал учреждение такого масштаба.

Аэродинамический институт в Кучино

«В 1914 году исполняется десятилетие со времени основания Аэродинамического института в Кучине – учреждения, посвященного чистой и прикладной аэродинамике и динамике реальных жидкостей вообще», – так писал основатель первого в Европе аэрогидродинамического института, Дмитрий Рябушинский.

В 22-летнем возрасте этот человек, Рябушинский, представитель богатейшего семейства, предпочитал не праздные кутежи, а посещение лекций известных ученых. Уже тогда Рябушинский был знаком с Жуковским, по приглашению мецената Николай Егорович «ставил на ноги» первый российский аэродинамический институт. Однако с 1906 года Жуковский отошел от дел. Тем временем институт Рябушинского развивался. Он вложил 100 тысяч своего капитала в год основания, и каждый последующий вкладывал по 35 тысяч для работы. К 1917 году в Кучино действовала и гидролаборатория, построенная по проекту Рябушинского.

Николай Жуковский

Пришел октябрь 1917 года. Владение потомственного дворянина разграбили, а институт национализировали. Поначалу новая власть позволила ему продолжать работу в качестве руководителя, но осенью арестовали, а позже Рябушинского просто вытолкали за рубеж. Жуковский же в стране остался. Сам Ленин относился к пожилому ученому с большим почетом. Именно он окрестил Жуковского «отцом русской авиации».

Основание ЦАГИ

В условиях тотальной разрухи, деньги на институт все же отыскали, но перенесли в Москву. Приютом стал бывший трактир, окруженный огородами. Никакого оборудования, даже со столами проблема, зато – полно энтузиазма. За Жуковским потянулись светлые умы. Первое время институт зарабатывал на пропитание – довели до ума наработки  Рябушинского и наладили полукустарный выпуск аэросаней. Зимой, с пулеметом, сани становились грозным оружием.

Деятельность института

Потом институт, наконец, приступил к профильным задачам. Появилась КОМТА (комиссия по постройке самолетов тяжелой авиации). Возглавил ее Андрей Туполев. Первое детище не взлетело. Триплан просто тяжело разъезжал по Ходынскому полю. Это было в 1921 году. Ушел из жизни вдохновитель института – Николай Жуковский. Но потом, наконец, как прорвало – каждый год взлетало по одному самолету серии АНТ. Через 8 лет после основания, запустили самую большую в мире аэродинамическую трубу. Она полностью собрана из дерева и работает до сих пор. В ней испытывали на устойчивость макеты московских высоток, колесо обозрения, «рабочего и колхозницу». С этого момента едва ли найдется отечественный самолет, который не корректировали коллективом ЦАГИ.

ЦАГИ

Институт никогда не прекращал работу, даже в войну. Кстати, Гитлер, по просьбе своих ученых, распорядился не бомбить район института, чтобы захватить советские наработки в целости. Этого не состоялось, вместо этого немецкие достижения оказались в распоряжении ЦАГИ в 1945 году. И это ускорило переход к турбореактивной авиации.

В годы расцвета в институте трудились свыше 14000 ученых и инженеров. Сейчас в нем исследуются перспективы гиперзвуковых летательных аппаратов, со скоростями, впятеро превышающими звук. Институт носит имя Жуковского, но стоит хоть иногда вспоминать об основателе и руководителе-энтузиасте Рябушинском.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера