5 декабря в истории. Константин Коровин

В этот день 1861 года родился русский художник-передвижник, театральный художник, педагог и писатель, академик живописи Константин Коровин.

Константин Коровин

«Уже с 15 лет я давал кроки рисования и зарабатывал свой хлеб», – такими словами описывал свои годы в художественном училище Коровин. Иначе и быть не могло, поскольку азам мастерства юношу учила целая плеяда знаменитых русских художников.

«Вы не влюблены в природу… Посмотрите, вот я был на днях в Марфиной роще, дубы – кора уже зеленеет, весна чувствуется в воздухе. Надо почувствовать, надо почувствовать, как хорошо в воздухе чувствуется весна», – так наставлял Алексей Саврасов.

И Василий Поленов всей душой любил своего талантливого ученика, помогая ему пробиться в жизни. Этот мастер приглашал Коровина в свой дом на рисовальные вечера, познакомил его с меценатом Саввой Мамонтовым, делился бесценным опытом в оформлении театральных спектаклей, а много лет спустя, за несколько дней до своего ухода, когда Коровин уже жил в эмиграции, Поленов попросил жену:

«Достань мне этюд Константина, речку в Жуковке. И повесь здесь, передо мной на стене. Я буду смотреть. А если умру, напиши ему в Париж поклон, скажи, что увидимся, может быть, опять на этой речке…»

Творчество Коровина

И это сказал мастер, которому поначалу была не очень понятна манера живописи своего ученика. Она казалась ему слишком яркой, необузданной, похожей на театральные декорации. Так же считала публика, посещавшая передвижные выставки импрессионистов, от творчества которых Константин Коровин тоже стоял особняком, как девушка с его полотна.

Константин Коровин

«Кому нужна эта некрасивая барышня, стоящая среди березовых стволов, или эти три, ничего не выражающие, пестрые девицы, позирующие перед каким-то пастушком?»

Коровин пытался не обращать внимания на критику в свой адрес. Не теряя своей жизнерадостности, любви к миру, он продолжал творить.

«Я твердо заявляю, что пишу не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени».

Константин Коровин как губка впитывал в себя окружающий мир и отражал его в своих полотнах – дачных вариациях, пейзажах, портретах известных личностей. Живописец не боялся открывать для себя новые горизонты. Поездка Коровина в северные края, позволила ему создать серию работ из жизни Крайнего севера, для представления которой в Нижнем Новгороде был выстроен отдельный павильон. А за 23 панно, представленные на Парижской выставке, автор получил несколько золотых медалей и мировую известность.

Увы, но это была всего лишь капля того признания, которое мог получить художник на Родине, если бы его самобытное творчество оценили по достоинству. Тем более не у дел оказался Коровин после революции. После недвусмысленного намека Луначарского о том, что художнику лучше покинуть страну, Коровин так и поступил. Последние 10 лет из-за плохого зрения и отсутствия спроса на его творчество, Константин Коровин занялся своими мемуарами. По признанию самого мастера, написавшего более 250 полотен, он нашел подтверждение правильности своего творческого пути у французских импрессионистов.

Художник Константин Коровин

«У них нашел я все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве… Светлые краски воздуха, непосредственная, правдивая гамма простоты и изящества, отсутствие условности… все это – восторг, жизнь, веселье, бодрость. Потрясенный, я тихонько сказал себе: так вот что! Здесь пишут, как я!..»

Согласился с мнением Коровина и его коллега, историк искусства Александр Бенуа:

«Живопись Коровина казалась в XIX веке многим просто неумелой. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах – высокого достоинства, что автор их – настоящий живописец…»

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера