11 декабря в истории. Правила уличного движения

В этот день 1931 года в СССР были приняты правила уличного движения.

Правила уличного движения

Первые попытки упорядочить движение состоялись вскоре после появления транспортных средств и дорог. В Древнем Риме уже имелись улицы с односторонним движением, и даже древние инспекторы, штрафовавшие повозки, двигавшиеся по встречной.

Дорожное движение в Российской империи

На территории России задумались о правилах дорожного движения существенно позже. Только в 1683 году вышел указ молодого царя Петра, который запрещал быструю езду в городе. Как измерять скорость не знали, определяли на глазок. Инспекторами выступали стрельцы. Вместе с этим царь повелел разъезжаться по правой стороне, как было заведено в Европе при встрече двух конных рыцарей. Также гуманно повелевалось запретить кучерам стегать прохожих хлыстом. Петр же учредил Генерал-полицмейстерство, ответственное за порядок на улицах новой столицы. Полицмейстеры, наряду с предотвращением хулиганства и прочих беспорядков, следили за движением на дорогах. И все тот же неутомимый радетель за порядки, Петр I, решил повсеместно ставить верстовые столбы, крашенный и подписанные цифрами.

После почина Петра, каждый следующий правитель что-то новое вносил в дорожные порядки. Анна Иоанновна особо лихих любителей скорости велела сечь розгами. Столичных извозчиков одели в желтые кафтаны, именно они тогда составляли самую значительную движущуюся массу. Указов становилось все больше.

Улицы Российской империи

Но первый свод правил появился только в начале XIX века и охватывал только извозчиков, коим надлежало «… ездить рысью, тихо и со всей осторожностью, отнюдь не скакать и не ездить шибко, каковую осторожность еще более наблюдать на перекрестках и притом держаться всегда правой стороны; где случиться многолюдство, там ехать шагом, а когда кто перебегает через дорогу, то в таком случае остановить лошадь, дабы на перебегающего не наехать, в особенности еще наблюдать, когда переводят на руках малолетних детей».

В 80-х годах XIX века на столичных улицах начали появляться велосипедисты, которых называли циклистами. Новый транспорт пришелся по вкусу многим: дешево, не надо торговаться с извозчиком, скорость почти такая же. Лошади поначалу пугались странных приспособлений. Тогда всех циклистов обязали получить «свидетельство об умелой езде» – прообраз водительских прав.

Эпоха автодвижения

Новая эпоха пришла в страну в 1891 году. Известный одессит Навроцкий привез из Европы первый автомобиль. Богатые горожане увлеклись самоходными повозками. К началу XX века в стране ездило 3500 машин. Первый указ для владельцев авто касался скорости – не более 12 верст в городах (около 20 км/час). Их водители обязаны были проходить осмотр у врача, кроме того их проверяли на знание устройства машины. Каждое авто проверялось комиссией на исправность и оснащалось номерными знаками.

К октябрьской революции страна пришла с автопарком в 12,5 тысяч машин. В 1920 году СНК принял декрет об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям. Из Москвы правила начали расходиться по стране, но в каждом регионе местные власти корректировали их, сообразно своим особенностям. Спустя два года на улицах появились и милиционеры с привычным по сей день атрибутом – полосатым жезлом.

Регулировщики в Москве

Почти современный вид правила обрели в 1931 году, когда СССР присоединился к Международной конференции в Женеве, утвердившей единые для всех знаки дорожного движения. Контролирующий орган, государственная автомобильная инспекция, появилась на 5 лет позже, в 1936 году. ПДД, как живой организм, меняются до сих пор, но основа, заложенная 91 год назад, остается неизменной базой.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера