Слово в образе. Рождество Христово

С Праздником Навечерия Рождества Христова, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Вечер 6 января – Рождественский сочельник, канун Рождества Христова, светлого, замечательного праздника. Прежде всего, мы хотим поздравить вас с наступающим праздником, пожелать вам здоровья, счастья, удачи, духовных прозрений и душевного умиротворения, и всего самого лучшего.

И поскольку у нас канун Рождества, то поговорим мы с вами о работе замечательного художника Михаила Васильевича Нестерова «Рождество Христово».

«Рождество Христово»

Профессор Прахов курировал росписи в Князь-Владимирском соборе в Киеве. И он сделал Нестерову предложение, от которого отказаться было сложно, особенно молодому художнику. Он предложил ему работать над росписями в этом храме. Нестеров согласился. Он приезжает в Киев. Первой работой, которую ему предстояло сделать, была роспись в алтаре на тему Рождества Христова. Он готовит несколько набросков, а затем создает тот эскиз, о котором мы говорим.

Да, это не совсем картина. Это все-таки эскиз к росписи, сделанный на бумаге, акварелью, с использованием гуаши, с небольшим количеством золота, а затем наклеенный на картон. Сейчас он находится в Третьяковской галерее. Сама роспись несколько отличается от эскиза, но мы с вами обращаем внимание на эскиз не потому, что там проходил какой-то процесс поиска, а потому, что в этом эскизе есть совершенная законченность и определенная концепция.

Ведь дело в том, что Рождество – это такая тема, в которой обычно присутствуют еще и так называемые вторые темы: поклонение пастухов, поклонение волхвов. Как их совмещает художник и совмещает ли все эти темы, как отбирается изобразительный материал – в этом выражается определенное понимание того или иного события.

Михаил Нестеров - Рождество Христово

Рождество Христово в работах других художников

Рождество Христово – это тема, к которой обращались практически все иконописцы. Русские художники академического, реалистического направления обращались к ней тоже. Вспомним сначала работу 1790 года Владимира Лукича Боровиковского, блистательного виртуоза живописи. Его работа не имеет ни поклонения волхвов, ни поклонения пастухов. В этой работе нет и святого Иосифа, и нет даже Вифлеемской звезды. Вместо нее светится полумесяц.

Центр работы – это светоносный Богомладенец, над Которым склонилась в умилении Приснодева Мария. А все остальное пространство заполняется ангелами. Замечательно, живо, прелестно написанными путти, то есть, головки ангелов-детей. Такая у Боровиковского была трактовка.

Его младший современник, профессор и академик Шебуев Василий Кузьмич, написал работу для церкви лейб-гвардии кавалергардского полка в Санкт-Петербурге. Работа его добротна. В ней все, кто нужно, присутствуют. Не сразу, правда, понятно кто, но присутствуют все. Сразу видно, что это академическая живопись. В ней есть достоинство, качество. Вот только очень скучно и немного бессистемно.

Еще один великий художник-реалист обратился к этой теме в 1890 году. Работу на тему Рождества Христова написал Илья Ефимович Репин. В этой работе нет поклонения волхвов, нет поклонения пастухов. Тем не менее, это замечательное произведение. Оно, как всегда у Репина, хорошо скомпоновано, обладает энергией широкого корпусного мазка и теплым, даже иногда жарким, слегка затемненным колоритом, и, конечно, эффектом рембрандтовского света. Может быть, работа несколько обытовлена, но она по-своему совершенно замечательна.

«Рождество Христово» Михаила Нестерова

Картине «Рождество Христово» замечательного художника Михаила Васильевича Нестерова предшествовало несколько рисунков и несколько небольших эскизов. Там видно, как ищет Нестеров свое понимание, свое решение этой темы. На довольно большом и хорошем рисунке эскизного типа мы видим именно волхвов. Очень эффектная композиция, но, в конечном счете, он отказывается от волхвов и останавливается только на пастухах. То есть он отказывается от поклонения царей земных Царю Небесному.

Михаил Васильевич Нестеров

Наверное, с этой демократизацией (пусть нас простят за такое определение) он совершенно прав, потому что Господь пришел для страждущих, для тех, кому Он так необходим, для ищущих правду. Как Спаситель пришел для тех, кто изнемогает под бременем страшных правил жизни, чудовищно запутанных законов. Он пришел к простым людям, чтобы вывести их из состояния отчаяния.

А Вифлеемская звезда все-таки присутствует. Она огромна, находится над пастухами, и расширяющийся свет от нее, луч, связывает Вифлеемскую звезду с Младенцем. Вот так связывается тема космоса и земли, вечного и временного, надмирного и чего-то конечного, здесь присутствующего. И этот луч, рассекающий почти всю картину, является не только концептуально смысловым стержнем, но, в общем-то, и композиционным.

И вот еще на что обратим внимание. Нет у Нестерова ни яслей, ни хижины бедных пастухов, в которой появился Господь. Есть пещера в огромной горе. И в этом тоже есть удивительный смысл. Гора – символ нашего исторического мира, мира как пространства заселенного и пульсирующего. И там, в этой горе, – пещера, в которой мы с вами, как в раме, видим изображение Младенца Иисуса, Приснодевы Марии и святого Иосифа.

Пещера – это ведь опасность, но это и тайна, и убежище, и последнее пристанище. Сразу вспоминается отверстая пещера в субботу перед Страстной седмицей, где отверзся камень и появился святой Лазарь. И вспоминается погребение Христа. Ведь та пещера, в которой Он был погребен, стала свидетелем великого чуда Воскресения. И вот такая удивительная ассоциация возникает с образом пещеры в горе, как тайны и одновременно смерти, и одновременно жизни вечной, вот этой амбивалентности, которая заполняет мир. Гора – образ мира.

А вот если говорить о храме. Что в храме является образом мира, образом истории? Иконостас. И в этом иконостасе, в котором каждая икона фиксирует, обозначает какое-то важное событие жизни человеческой, в этом историческом пространстве мы видим святые врата – те самые узкие врата, сквозь которые соединятся мир тварный и мир горний, соединятся временность и вечность.

И однажды через эти врата предстоит пройти каждому. Они не станут путем в смерть, а станут путем в жизнь вечную. Конечно, если жизнь твоя – Христос, тогда и смерть – приобретение и благо. Вот это и есть основная рождественская тема.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Распятие 

Рождественская рубрика. Рождество Христово

На главную страницу сайта - Семья и Вера