Первые мученики за Христа

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Всего через несколько дней после празднования Рождества Христова, после уюта и идиллической атмосферы Рождественской ночи, Церковь вспоминает события, которые меняют тон. Мы слышим плач матерей, крики младенцев.

В этой странице Евангелия от Матфея как будто сливаются воедино вопли и крик всех матерей, которые оплакивают гибель своих детей. Не только Вифлеемских матерей, но и тех, кто живут в наши дни. Поэтому эти страницы читать наиболее трудно. Они вызывают в нас смущение и внутренний протест, потому что в них задается главный и мучительный вопрос  о страдании невинных праведников.

Бегство в Египет

Волхвы уходят. И Ангел Господень является во сне  Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе. Ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Он встал ночью, взял Младенца и Матерь Его, и пошёл в Египет. И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Из Египта воззвал Я Сына Моего».

Последующий эпизод избиения Вифлеемских младенцев точно так же, как и это эпизод поклонения волхвов и бегство в Египет, мы не находим в светских хрониках. Евангелие от Матфея – единственный исторический источник, который повествует об этом событии.

Ирод

Ирод совершенно реальный исторический персонаж, который известен своей жестокостью. Его ненавидели все. По приказу Ирода была убита одна из его пяти жён, были убиты трое детей. Последнего сына он убил за год до собственной смерти, потому что боялся, что сын узурпирует власть. И существует свидетельство древних авторов, что когда император Август, не отличавшийся большой человечностью, услышав о том, что Ирод приказал уничтожить младенцев в Сирии и был убит его собственный сын, сказал: «Лучше быть свиньей, чем сыном Ирода».

Ирод – узурпатор, назначенец и всегда боялся, что власть у него однажды отнимается. Рядом с Вифлеемом он соорудил себе огромную гробницу – это курган высотой около двухсот метров. Но в памяти народа и в истории он остался как мелкий тиран и совсем не как Ирод Великий. В чем же была проблема?

Царь Ирод и избиение младенцев

Ирод захватил трон царя иудейского, при этом сам был язычником из идумей. И прекрасно понимал, что он узурпатор. Поэтому весть о том, что родился законный Царь и Наследник, вызывают в нём ревность, злобу. Потому что пришествие в мир Христа – истинного Царя – срывает маски со всех проходимцев, обнажает ложь и злобу людей. Христос разоблачает всякую ложную власть, которая хочет быть абсолютной. Потому что единственный Господь и Царь этого мира – Бог. Поэтому призвание Христа, как и призвание Церкви, и призвание народа Божия – свидетельствовать, точно так же как Иисус Христос перед Пилатом, что истинным Царем мира является Господь Бог. Именно это вызывает ревность всех тиранов, диктаторов, фараонов, всех иродов, которые во что бы то ни стало хотят уничтожить своего соперника. Не только Христа, но и христиан.

Избиение Вифлеемских младенцев

Ирод видит, что волхвы обвели его вокруг пальца, приходит в бешенство. Поскольку он не имеет возможность установить личность родившегося Младенца, он знает лишь, что младенец до двух лет, потому что от груди отнимали после двух лет. Он приказывает уничтожить всех младенцев в Вифлееме и его округе.

О том, как происходило это избиение нам ничего не известно. По преданию было уничтожено 14 000 младенцев. Скорее всего это какая-то символическая цифра, которая говорит о масштабах злобы и ненависти, чем какая-то статистическая данность.

Вифлеемский младенцы – первый мученики. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». (Мф.2:16-19)

Первые мученики за Христа

Почему же Церковь почитает невинных младенцев? Хотя они и не были крещены, но были христианами, потому что злоба Ирода, злоба всех тиранов обращена против Христа. Они лишь становятся на пути, и тем самым соединяются со Христов Его муке, в Его Гефсиманских страданиях.

Ирод их уничтожает только потому, что они потомки царя Давида, рождены из той же семьи, из которой произойдет Мессия.

Мученики 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенные

Грех Ирода находит отзвук и в современном мире

Эта трагедия находит свой отзвук во все моменты истории, где льется кровь невинных, где торжествует злоба и беспредел зла. История XX века содержит несколько эпизодов, напоминающих нам избиение младенцев. И каждый раз грех Ирода и грех язычников состоит в том, что они хотят отнять веру.

В романе «Ночь» Эли Визеля описывается, как он был депортирован в Освенцим. Он пишет: «Я никогда не забуду эти мгновения, уничтожившие моего Бога, убившие мою душу. Я никогда не забуду, даже если буду жить бесконечно».

Действительно, беспредел зла, насилия бьет по самому важному в человеке – по его вере в добро, по его вере в Бога. Слепая страсть и безумие отнимает у нас эту веру, и является в этом смысле тем, что евангелист называет соблазн – камень преткновения, чем-то нестерпимым и невыносимым для нашего разума. Эли Визель вспоминает о том, как на его глаза казнили младенца. И у младенца было лицо печального ангела. И в это момент какой-то внутренний голос кричал: «Где же Бог!». И в этот момент какой-то внутренний голос отвечал: «Он здесь. Вот он – повешен на этой виселице».

Возвращение из Египта

Заканчивается повествование евангелиста Матфея возвращением из Египта в Святую землю. Эпизод возвращения построен точно так же, как эпизод бегства. Во сне Иосифу является Ангел и повелевает ему вернуться: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву. Ибо умерли искавшие души младенца».

Конечно, эти слова звучат как весть пасхальной радости и невероятного утешения. Погибли те, кто хотели уничтожить тебя. Смерть прошла стороной. Это образ новой Пасхи.

«Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется».

Голос надежды звучит всегда

От того, что повествование евангелиста Матфея собрано из цитат древних пророков мы понимаем, что перед нами происходит исполнение каких-то древних ожиданий, чаяний и надежд. И поэтому можно ничего не бояться. И даже самое страшное, что случается в нашей жизни, уже не так пугает и страшит. Потому что в действительности по ту сторону зла, по ту сторону смерти, ненависти, злобы звучит голос надежды. Бог присутствует даже при самых чудовищных, кошмарных испытаниях жизни.

И конечно, история о том, что Новорожденному Богомладенцу угрожает смерть, возвращает нас к эпизоду из книги Исход, где фараон, другой Ирод, повелел повивальным бабкам уничтожать всех младенцев мужского пола, для того чтобы тем самым уничтожить народ. Судьба Иисуса в данный момент – это судьба его народа. В лице одного человека мы видим пророчества о судьбе целого народа, о судьбе его Церкви. И точно так же как среди тех младенцев в Египте нашелся один, который был спасен, потому что мать опустила его в корзине в воды Нила. Благодаря этому он смог спастись, и Бог его уберег для того чтобы Моисей смог исполнить особую миссию и освободить народ из Египта. Точно так же Иисус предстает здесь Новым Моисеем – тот, кому надлежит спасти не только свой народ, но и всё человечество.

Духовный смысл

По сей день мы оплакиваем младенцев в Вифлееме, но никто не оплакивает Ирода. Пытаясь уничтожить Христа, диктатора, тирана, люди, ослепленные совей властью, в действительности уходят со сцены истории, тем самым уничтожая лишь самих себя. Но мы радуемся пришествию Христа.

При этом надо помнить, что не все люди разделяют нашу радость. Подобно Ироду кто-то с ужасом воспринимает весть о пришествии Царя. Им есть, что терять в тот момент, когда Христос явит себя миру. Поэтому они сделают всё, чтобы противостоять Христу.

Но Господь приходит к своим. И даже там, где свои Его не принимают, Он сможет обратить это в спасение, в новую радость. И перед беспределом зла и насилия Рождественская весть остается вестью надежды, вестью о спасении. Бог принимает образ невинного Младенца. Ему приходят поклониться чужие народы, приходят поклониться волхвы, язычники, для того чтобы дать нам понять, что для Бога нет чужих. Он любит всех, спасает и просвещает своим светом всех.

Протоиерей Дмитрий Сизоненко

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Вифлеемские младенцы 

На главную страницу сайта - Семья и Вера