Слово в образе. Вертеп

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы с вами поговорим не о каком-то определенном художнике и не о какой-то конкретной картине или скульптуре. Мы с вами поговорим о таком явлении, как вертеп. Это то, без чего практически невозможно представить храм в дни Рождества, во всяком случае, начиная с XVII века.

Вертеп

Вертеп – то есть, пещера.  И хотя в Новом Завете рекомендации, указывающей на то, что Рождество произошло в пещере, нет, но, кажется, эта традиция никем не оспаривалась. Мы с вами можем встретить вместо пещер изображения хижины. Самые разнообразные изображения: хижины раскрытой, хижины закрытой. Вот это, наверное, очень важно сказать, что вертеп и вертепная культура – это то, что оказало колоссальное влияние на развитие современного искусства.

Классификация вертепов

Во-первых, давайте попытаемся это как-то классифицировать. Существуют вертепные композиции. Они могут быть сделаны из самых разнообразных материалов. Это может быть сделано и самых дешевых материалов, например тряпочек, соломы. Это могут сделать дети. Это может быть сделано и из картона или бумаги. Это может быть сделано и из глины, и из дерева, и из фарфора, из драгоценного металла. Это могут быть небольшие по размеру композиции. Это могут быть композиции колоссальных размеров. В Мексике есть, например, огромный вертеп, где фигуры пять с лишним метров величиной. Представляете себе, какое это зрелище?

Здесь важен не материал, и, в общем-то, не качество, а то, что это завершенные, готовые композиции. Они разнятся по количеству участников. Все зависит от возможностей, от фантазии. На самом деле, Рождество Христово, поклонение пастухов, поклонение волхвов, избиение младенцев – это события, разведенные во времени, разведенные в днях. Организаторы вертепа, в зависимости от события, привносят туда все новые и новые скульптуры и изображения, по сути, создавая динамическую композицию, являющуюся зримыми страницами Нового Завета.

Рождественский вертеп

Персонажи вертепа

Есть фигуры постоянно присутствующие в этом вертепе. Это Младенец Иисус, Который чаще всего находится в яслях. Это святой Иосиф. Конечно, это два, наверное, не самых главных, но необходимых и, в общем-то, столь любимых персонажа – вол и осел. Здесь вспоминаются слова из первой главы пророка Исайи, где «вол знает хозяина своего и осел ясли господина своего». Указания на то, что эти звери непременно были при рождении Христа, в Новом Завете нет, это традиция. И эта традиция, которую мы видим уже в очень ранних (V-VI веков) изображениях сцен Рождества Христова. Традиция, в которой вол и осел согревают своим дыханием Младенца Иисуса, и тем самым они подчеркивают участие природы в этом важнейшем событии в истории человечества. Конечно, это и пастухи. Их число может разниться. Конечно, это три волхва. Их изображения традиционнее всего – в восточных одеждах. Кто еще присутствует в этой композиции? Это ангелы, или ангел. Точнее, архангел Гавриил. Он ведь сообщил пастухам благую весть.

Вертепный театр

Есть еще один тип вертепа – это вертепный театр. В Польше, Белоруссии он раньше всего появился. Он иногда назывался «шопка». Это такие вот переносные, разного размера ящики с передней стеной, которая распахивается. И она открывает как бы театр. Это именно кукольно-театральное действо. Некоторые сегодня даже склонны считать, что кукольный театр в России появился благодаря таким шопкам, таким вертепам, которые показывались в зимние праздничные дни. Это все-таки преувеличение, скоморохи были и несколько раньше.

Если говорить о Польше и о Великом княжестве Литовском, то это XV век. А в XVI веке они уже начинают проникать и в пространство нашей страны. Но если говорить о том, когда они уже заняли полноправное место, когда не преследовались некоторыми консервативными представителями духовенства, это век XVII. Это время расцвета этого жанра и того, что он перестал быть только простонародным, но и вошел в боярские палаты, стал значительно богаче, разнообразнее, искуснее, масштабнее. А пройдет совсем немного времени, и он переступит пределы вот этого ящичка, и из него появится настоящий театр.

Вот это связано с именем отца императора Петра Великого, Алексея Михайловича, известного нам, как Тишайшего. Хотя на самом деле тишайшим он, очевидно, не был. Это был человек яркий, деятельный, громогласный, решительный и настроенный на разумное приятие всего нового. Вот это, он считал, необходимо. Это он считал важным, не только в развлечении людей, но и в духовном, нравственном воспитании. Именно при Алексее Михайловиче появляется русский профессиональный театр. И появляется он в селе Преображенском, как подарок второй супруге, Наталье Алексеевне Нарышкиной.

Вертепный театр

Живой вертеп

В этом решительном введении русского театра мы с вами вспоминаем, что есть еще одна форма вертепного действа. Это так называемый живой вертеп – разыгрывание сцен, связанных с Рождеством Христовым. И это сопровождается не только перемещением людей, не только произнесением каких-то слов (а ведь тексты придется писать), но это связано еще и с музыкальным сопровождением, с хоровым сопровождением. Ибо хоровое полифоническое пение было более чем характерно для практически всех средиземноморских культур. И театральное действо не развлекательное, а воспитательное, назидательное, метафизическое по своей сути. Оно характерно уже для эллинской культуры. И соединяются в вертепном действии традиции эллинского театра, традиции римской сатиры и фарса, традиции восточных мистериальных действий. Соединяются и рождаются из этого те самые сцены, которые мы называем живым вертепом, который ставил своей задачей вызвать особую форму сердечного, эмоционального сопереживания тем событиям, которые произошли в Вифлееме и вокруг Вифлеема.

Это то, что практиковал и на чем настаивал, как на сильном воспитательном действии святой Франциск Ассизский. Мы ведь понимаем, что из этого явления выходят целые европейские жанры и виды искусства. Это и симфоническая музыка, и опера-сериа, то есть, большая, эпическая, историческая опера нравоучительного характера. Это то, что будет развиваться в эпоху Возрождения, и особенно в эпоху XVI-XVII веков во Флорентийской камерате, обретая те формы, которые мы с вами видим и сегодня, не догадываясь о том, эти, привычные для нас формы концерта, симфонии, оперы – все это вышло из христианского рождественского праздника, из вертепного действия.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Рождество Христово 

На главную страницу сайта - Семья и Вера