Слово в образе. Апостолы Петр и Павел

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Наш сегодняшний разговор связан с художником, который долгое время был почти забыт. И где-то на рубеже XIX-XX веков о нем все вспомнили, все вновь его полюбили, обнаружили, насколько он актуален и современен именно как художник. Доменикос Теотокопулос, которого все больше знают, как Эль Греко. И именно в это время, когда к нему был особый интерес, в Эрмитаже появилась его работа, картина «Апостолы Петр и Павел». Эта картина появилась, как дар, из собрания генерала от инфантерии, московского генерал-губернатора Петра Павловича Дурново. С этого момента она становится одной из узнаваемых, знаковых работ главного художественного музея России.

Эль Греко

Эль Греко родился на Крите в 1541 году. Остров Крит, в окружении пространства Османской империи, в то время еще принадлежал христианам. Здесь находились земли Венецианской республики. Вот здесь он родился, впитав в себя еще живую традицию византийского Палеологовского возрождения.

В 25-26 лет, почувствовав в себе необходимость реализации художественного дара, он приезжает в Венецию, после эпохи Возрождения – она уже кончилась. Уже начинается эпоха Маньеризма. Эль Греко работает в мастерской Тициана, пытается овладеть секретами его мастерства. И он очень высоко будет ценить Тициана всю свою жизнь, прежде всего, как колориста. Чувство цвета и одновременно эта свобода, артистизм живописной техники, конечно, у Эль Греко от Тициана. Но, все-таки Тициан его, в конечном счете, не удовлетворяет, потому что у Эль Греко было ощущение мистического начала в искусстве, а Тициан ему казался очень реалистичным.

И Эль Греко уезжает из Венеции в Рим, и здесь тоже многое для себя почерпнул. Рим с его древностями не может не производить сильное впечатление. Эль Греко рисовал его руины, но этот город не стал для него своим, не стал для него любимым. Художник уезжает из Рима, приезжает в Испанию, и последние сорок лет жизни Эль Греко живет в огромном доме маркиза де Вильена в городе Толедо.

Отношения Эль Греко с церковью складывались не всегда просто, но это были отношения нормальные. Он даже иногда участвовал в качестве переводчика на судебных процессах инквизиции, потому что знал, как минимум, пять языков – латынь, греческий, итальянский, испанский, арабский. Вот как раз де Вильена считался чернокнижником, его в этом подозревали. Но, тем не менее, это была мощная защита, которая позволила Эль Греко жить более-менее спокойно, благополучно и даже богато.

Гравюра Апостолы Пётр и Павел

«Апостолы Петр и Павел»

«Апостолы Петр и Павел» – картина написана для церкви общества Марии Арагонской, где она и находилась, во всяком случае, до 1808 года, когда ее потом стали прятать в связи с вступлением наполеоновских армий в Испанию, и началом знаменитой франко-испанской войны.

Здесь нельзя не вспомнить, что большая часть творчества Эль Греко, главная его часть, придется на время контрреформации. А повышенная мера эмоциональности – это то, что свойственно эстетике барокко. И вот в какой-то степени в творчестве Эль Греко и зарождается. Правда, барокко – это праздник, это радость, это карнавал. Этого, конечно, в работах Эль Греко не было. В его работах есть именно очень серьезная религиозная, глубокая, возвышенная экзальтация.

Работа, которую Дурново подарил Эрмитажу, написана в самый период расцвета творчества Эль Греко – это 1592-1594 годы. Это работа, в которой два человека, два апостола, находятся в состоянии духовного общения. «Апостолы Петр и Павел» – алтарный образ, в котором мы видим и два типа апостолов. В красном плаще, чуть-чуть выдвинувшись вперед, занимая большую часть пространства работы, мы видим апостола Павла.

Кто-то говорит: «Он проповедует». Нет. Апостол Павел сурово смотрит как бы на нас, но куда-то и мимо нас, и как-то внутрь себя. И губы его плотно сжаты. Он не проповедует, он находится в состоянии абсолютного сосредоточения, точно также как и находящийся рядом апостол Петр. Но это другой характер, в нем больше смирения, больше мягкости, там нет нетерпимости. Апостол Павел опустил руку, оперся левой рукой на книги. Знаменитые послания апостола Павла – это то, что до нас дошло, то, что вошло в Евангелия. А сколько было всего им написано, ведь он, по сути дела, организатор Церкви. Это он создатель той системы, которая была по прочности, по способности воздействовать на людей, равной римскому государству. Именно апостол Павел является создателем собственно Церкви, как организации. Он постоянно передвигается по Средиземноморью, создает христианские общины, неустанно проповедует, вступает в конфликты. Это очень деятельный человек. Мы такой деятельности, такой энергичности, такого напора вроде бы не знаем у апостола Петра. Это человек более мягкий.

И вот тут, наверное, нужно сказать о том, что когда мы видим Павла, мы видим человека, который удивительно прозрел по дороге в Дамаск, встретив Господа.  Он Его встретил после распятия, он не знал Христа Такого, Каким знал Его Петр и другие апостолы, не знал Его Человеком почти с самого первого дня, когда началось проповедническое служение Христа. Мы помним, что Петр никогда себе не простил того, что он отрекся от Христа после Гефсиманского сада в ночь с четверга на пятницу. Но думаем ли мы о том, что делали в это время другие апостолы? А может быть и с ними произошло нечто подобное?

Эль Греко. Апостолы Пётр и Павел

Но именно Петр нашел в себе силы рассказать об этом своему ученику Луке, исповедаться всем людям во все времена о том грехе, который он совершил. Для этого нужно было потрясающее мужество и невероятное внутреннее смирение, которое мы видим. И какая вера в основе этого смирения. Не случайно ведь и Господь говорит о Петре, что «ты тот камень, на котором созижду Я Церковь Свою». И именно Петру переданы ключи от врат Рая, того самого Небесного Иерусалима, который создан был по результату Голгофской жертвы.

И здесь нельзя не обратить внимания на поразительный диалог рук, которые находятся в центре работы. Рук апостола Петра и правой руки апостола Павла. Такой вот союз, в котором мы с вами, если посмотрим, то можем увидеть передачу некой тайны, которой владеет Петр, тайны любви к своему собрату.

Когда мы говорим о проповеди, то Павел поражает эмоциональностью. Мы ощущаем его слово в его посланиях. Это поразительная точность формулировок, удивительно действенные риторские приемы. Ничего этого, конечно, у апостола Петра, человека простого, необразованного, никогда не было. Проповедь Петра, наверное, более косноязычна, не так искусна, в ней нет интеллектуальных, логических построений, но она сильна ощущением глубины веры, в которой главным является, пожалуй, интонация, идущая от сердца проповедника к сердцу его паствы.

«Апостолы Петр и Павел» – это удивительная работа. Поразительная, тихая работа Эль Греко, его исповедание, которое прошло через века к нам.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Вертеп 

На главную страницу сайта - Семья и Вера