Слово в образе. Видение отроку Варфоломею

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы с вами поговорим о русском художнике Михаиле Васильевиче Нестерове. И первая картина, в которой он обрел свое лицо, свою тему, которой, кстати сказать, никогда не изменял – «Видение отроку Варфоломею». Когда уже в конце жизни он поминал свой творческий путь, то он говорил о том, что когда он умрет, постепенно угаснет интерес к его творчеству, но дольше всех будет жить интерес к картине «Видение отроку Варфоломею». Что вот это то настоящее, ради которого стоило жить, и что действительно удалось, и что является его вкладом в русское искусство.

Михаил Нестеров

Когда мы сравниваем «Пустынника» и «Видение отроку Варфоломею», мы понимаем, что это работы одного порядка, они об одном и том же – это возвращение для людей, отравленных социально активным искусством второй половины XIX века, в православную Русь. Что изображено на картине «Пустынник»? Старичок, уже с элементами дряхлости, в пространстве замечательной русской природы, которая с такой любовью и таким мастерством написана художником. Это вполне реалистическая работа. А вот в ситуации с «Видением отроку Варфоломею» – категорическое неприятие очень многих, и в том числе старейших членов товарищества, потому что, «а что здесь происходит»? А здесь с точки зрения реализма ничего не происходит. Все что происходит – на плане метафизическом.

Но сначала давайте с вами скажем, о чем работа. Обычно как говорят? «Увидел Нестеров замечательного светловолосого мальчика, и вдохновился, и подумал, что вот так, наверное, выглядел в детстве Сергий Радонежский». Может быть. Конечно, не мальчик явился вдохновением для Нестерова. Тема вызревала в нем. И затем уже, после того, как она вызрела, когда он ее продумал, прочувствовал, он нашел те средства, те модели, которые затем преображенные силой его искусства вошли в пространство его картины. Это сюжет, рассказывающий о действительно реальном событии в жизни, быть может, самого замечательного и самого дорогого русского святого, Сергия Радонежского.

Сергий Радонежский

Вот этот самый дорогой для русского сердца святой, в детстве-то носил имя Варфоломей. Он родился, по одним данным в 1314 году, (и кажется, эта дата более верная), по другим данным в 1322 году (думается, что эта дата более спорная и, скорее всего, неверная). Родился в Ростовской земле, недалеко от города Ростова, в деревне Варницы. Отец Кирилл, мать Мария. Это не простая семья, это семья ростовских бояр, которая до переезда в Радонеж жила под Ростовом.

В 7 лет Варфоломей, сын боярина Кирилла начал обучаться грамоте. И грамота у него как-то не шла, не давалась. И вот он однажды, гуляючи недалеко от своего дома, встретил на опушке леса старца. Давайте обратим внимание на текст Епифания Премудрого:

«Он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося…»

И вот дальше Варфоломей исповедуется старцу и говорит о том, что ему не дается грамота и вообще науки, и он просит, чтобы старец помолился за него. И старец молился. И после этого дал частицу просфоры и сказал, что теперь ему все будет даваться.

Видение отроку Варфоломею

«Видение отроку Варфоломею»

Собственного говоря, вот это и представлено на картине Михаила Нестерова, хотя, собственно говоря, какое здесь действие? Здесь произошло самое главное, и это изобразил Нестеров – это встреча. Встреча – одно из древнейших названий христианской Церкви. Встреча – то, что так важно в жизни каждого христианина. Наша христианская жизнь начинается именно с этого – со встречи. И наша христианская жизнь полна упования на эту встречу. Прежде всего, встречу с Богом – в молитве, в мыслях, в посмертии.

Но есть еще и понятие встречи с человеком, который станет твоим духовным поводырем в этой жизни, который тебя направит в нужную сторону. Вот что произошло на этой картине. Встреча, которая стала биографическим событием в жизни отрока Варфоломея. И если бы этой встречи не было бы, он не стал Сергием Радонежским. А это значит, что эта встреча является биографической и для всех нас, для нашего народа и нашего государства, для всей Руси. Это историческая встреча, в которой и слова не нужны, потому что здесь люди общаются душой.

В этой картине, как в очень многих работах Михаила Нестерова, присутствует молчание, тишина, наполненная глубинным, позитивным, радостным духовным переживанием. Возникает духовное единство внутри этой работы. Здесь все согласно, все союзно: и отрок Варфоломей, и черноризец, стоящий под дубом, и природа, вот эта Русь, увиденная глазами Нестерова, в ее прозрачности, в ее безграничности.

Эту свою работу Нестеров писал дважды. Он начал работу в Уфе, а потом у него закружилась голова, он заболел, и, пошатнувшись, он порвал свой холст. Пришлось натягивать новый холст, пришлось заново начинать работу. А старый холст остался в Уфе. И сегодня он находится в уфимском художественном музее. Как бы существует две работы. Одна начатая, и в ней мы видим, как художник работает, его технику. И другая уже готовая работа, которая была выставлена на XVIII передвижной выставке, и которую впоследствии купил Третьяков.

И вот интересно, что Нестеров работает как иконописец – он начинает с фона, начинает с природы. На незавершенной работе мы это видим. Художник начинает писать окружение, а фигуры остаются только намеченными. Однажды эту манеру подметил Илья Ефимович Репин, и она ему показалась несколько странной, он спросил: «А почему?» «Потому что сначала природа, а потом все мы в ней», – ответил Нестеров. Можно считать отговоркой, а можно считать и принципиальным решением.

Михаил Васильевич Нестеров

Работа многими не была принята. Другое дело, что все обнаружили уровень мастерства и все обнаружили самобытность мышления художника. А мы с вами не можем не обратить внимания вот на что. 1890 год. Это время, когда вся Россия содрогается от террористических актов, она развивается, как капиталистическое государство, когда плодятся «вороньи слободки», в которые погружаются все города. Это тревожно, и, тем не менее, именно в это время мы с вами говорим о том, что появляется русский религиозный ренессанс. Он проявляется в русской философии и в русской живописи. Да, он не сможет превозмочь исторического рока в 1917 году, но он напомнит русскому человеку о его подлинной духовной основе, и обеспечит сохранение этой основы, этой природы сквозь XX век до нашего времени. И сегодня «Видение отроку Варфоломею» – это встреча, о которой так замечательно рассказал нам посредством живописи Михаил Васильевич Нестеров. Она для нас с вами поразительно актуальна.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Явление Христа Марии Магдалине 

На главную страницу сайта - Семья и Вера