Слово в образе. Иконография Вознесения Господня

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы с вами поговорим об иконографии события, которое определено одним словом – Вознесение, и о котором в Деяниях апостолов сказано совсем немного. Сказано так:
«Сказав это, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Иконография Вознесения Господня

Творчество питается нашим с вами опытом. А предел опыта – это наша с вами жизнь. И как выразить то, что невыразимо? Как выразить то, что находится за пределами нашего опыта и возможного представления. Это сложная тема, когда мы с вами говорим о таинстве. А уж если мы с вами рассуждаем об изобразительном ряде, о том, как Слово Божие как истина отражается в изобразительных формах, проблема формы здесь возникает во всей своей остроте и проблемности.

Как же отразить это удивительное событие – Вознесение Господа в плоти Своей на небо. Событие, когда оставшись здесь, на земле, апостолы именно теперь-то и стали апостолами. Теперь начинается их самостоятельное служение. То есть, по сути дела, это ведь и одновременно и рождение Церкви.

Бамбергский аворий

Пожалуй, древнейший из сохранившихся до наших дней иконографических типов, памятников, в которых представлено Вознесение, это так называемый Бамбергский аворий. Очень небольшая пластина из слоновой кости, на которой изображена эта композиция. Прежде всего, здесь представлены жены-мироносицы, которые пришли ко гробу. И здесь же представлена гора, по которой поднимается Христос. Юный Христос поднимается, и поднимается очень стремительно по этой горе вверх, где в сегменте облака мы видим вышедшую оттуда руку, и мы понимаем, что это рука Бога Отца, Который принимает Его. Кто-то говорит, что около горы – это апостолы, кто-то говорит о том, что это римские воины, то есть, те самые, которые охраняли гробницу. Здесь мы с вами видим две совмещенные темы: тема Воскресения и тема Вознесения. Это вполне возможно в рамках древней Церкви.

Двери в церкви святой Сабины

Примерно в это же время появилось еще одно резное изображение, более подробное, и находится оно в Риме. Это одна из створок деревянных дверей в церкви святой Сабины. Здесь мы, наверное, должны говорить о некой восточной традиции. Круг, воплощение небесной сферы – это символ абсолютной гармонии, бесконечности, вечности. Это следы восточной традиции. Но только этот круг соткан из лавровых ветвей. Это еще и знак триумфа победившей Церкви. Этот самый круг поддерживают четыре ангела, а по сторонам мы видим знаки евангелистов. Ниже небесная сфера, и под ней три фигуры. Это фигуры Приснодевы Марии и двух апостолов, Петра и Павла. Уже к тому времени было понятно значение каждого из этих апостолов. Один – хранитель мистического начала Церкви, другой – организатор Церкви, как системы. Они совокупно с Приснодевой Марией вот в этой вертикале, которая завершается помещением Христа в триумфальный круг, создают образ не только Вознесения, но и образ христианской апостольской Церкви.

Бамбергский аворий и двери в церкви святой Сабины

Евангелие Рабулы

Чуть позже мы с вами видим и первую книжную миниатюру. Эта иллюстрация, которая датируется тоже VI веком. Это Евангелие Рабулы. Мы с вами видим примерно тот же самый композиционный тип. И вот он будет пролонгироваться в миниатюрах восточных Церквей до нового времени. А вот на Западе произойдет эпоха возрождения, там захотят это представить более реалистично. И что в результате получается?

Миниатюры братьев Лимбургов

XV век, миниатюры братьев Лимбургов. Можно привести и другие миниатюры, их достаточно много. Изображение Вознесения, в котором предпринимаются попытки представить достаточно реалистично. И что же мы видим? Мы видим толпу людей, очевидно, это апостолы, хотя и совершенно не идентифицированы. И они смотрят в небо. Да, так, как это написано в тексте. Вот такова судьба западной традиции.

Восточная же традиция – это традиция изображения Вознесения в храмовых росписях. И первая здесь – это знаменитая роспись до нас не сохранившаяся, но которая заложила иконографические основы. Это роспись в ротонде храма Гроба Господня, того самого храма, который по традиции воздвигнут императором Константином Великим. Тот иконографический тип, который там заложен, он затем будет повторяться практически во всех византийских храмах.

Евангелие Рабулы и миниатюра братьев Лимбургов

Роспись в церкви Святого Георгия

До нас дошел, наверное, в самом раннем воплощении – роспись в церкви Святого Георгия в Фессалониках. Здесь мы с вами видим в центре всей композиции изображение Христа, Который благословляет одной рукой, а в другой опущенной руке держит свиток. Он находится в круге. Это небесная сфера, которая поддерживается ангелами, а ниже мы видим представленных апостолов.

Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря

Вот этот самый тип мы с вами можем лицезреть в росписях XII века. Удивительная древность, которая дошла до наших дней – знаменитые росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. Это изобразительное чудо. Очевидно, росписи были сделаны византийскими мастерами. И мы здесь видим замечательную, поразительную по светоносности красоту росписей, от которых очевидно идет традиция и позднего Феофана Грека, и творчество Андрея Рублева. Вот мы здесь с вами видим внутри голубой небесной сферы Христа. Вокруг этой сферы – ангелы с распахнутыми крыльями, которые эту небесную сферу поддерживают. И нижний ярус – изображение апостолов и Приснодевы Марии, которая находится в позе моления с поднятыми руками. По сторонам от Нее два архангела и Иоанн Креститель. И вот этот купол как бы спускается, соединяется с той паствой, которая собралась в храме, посредством парусов с изображениями евангелистов, и столпов, с изображениями святых.

Росписи в церкви Святого Георгия и Спасо-Преображенского собора

Роспись церкви Святого Георгия в Старой Ладоге

Вот этот самый тип мы видим еще в одном памятнике XII века. Он находится более севернее. Это церковь Святого Георгия в Старой Ладоге. Замечательный памятник, являющийся классическим воплощением четырехстолпного крестово-купольного храма. Увы, эти росписи сохранились гораздо хуже, видимо, в связи с климатическими условиями. И они не столь многоцветны. Это скорее  монументальная графика. Но иконографический тип тот же, и он, пожалуй, воздействует несколько иначе, более экспрессивной графической формой, потому что колорит здесь определяется местными возможностями – это в основном разные оттенки охры. И мы счастливы тем, что до нашего времени сохранился и Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове, и храм Святого Георгия в Старой Ладоге, и настоящие росписи XII века.

Икона Вознесения Господня Андрея Рублева

А в иконах мы с вами видим ту же самую композицию. Только она как бы развернута в плоскости. Наверное, лучшее, что здесь создано, это икона, принадлежащая Андрею Рублеву. Это его последний период  жизни, когда он работал в Свято-Троицком монастыре. Это икона, на которой мы видим композицию, состоящую из двух частей. В верхней части перед нами Господь, Который находится в небесной сфере. Эта небесная сфера поддерживается ангелами. Ниже мы видим довольно крупную композицию, центром которой является фигура Приснодевы Марии. Она более умиротворена, как это обычно бывает в работах святого Андрея Рублева. И Она смотрится очень контрастно на фоне двух ангелов в белых одеждах, с белыми воскрыльями, которые находятся по Ее сторонам. И по сторонам же Приснодевы Марии мы видим апостолов, два из которых, более близко к ней находящиеся, – это Петр и Павел.

Это все тот же самый образ Церкви. Совокупно – это образ христианства, как мира. Верхняя Церковь – это, конечно, Церковь торжествующая. И то, что мы видим внизу – это образ Церкви апостольской, церкви воинствующей, за нас сражающейся.

Вот такова иконография Вознесения Господня, которая сложилась довольно рано, и на Востоке сохранилась практически без изменений на протяжении долгих веков.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Творчество Феофана Грека 

На главную страницу сайта - Семья и Вера