Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Сегодня мы с вами поговорим об иконографии события, которое определено одним словом – Вознесение, и о котором в Деяниях апостолов сказано совсем немного. Сказано так:
«Сказав это, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
Иконография Вознесения Господня
Творчество питается нашим с вами опытом. А предел опыта – это наша с вами жизнь. И как выразить то, что невыразимо? Как выразить то, что находится за пределами нашего опыта и возможного представления. Это сложная тема, когда мы с вами говорим о таинстве. А уж если мы с вами рассуждаем об изобразительном ряде, о том, как Слово Божие как истина отражается в изобразительных формах, проблема формы здесь возникает во всей своей остроте и проблемности.
Как же отразить это удивительное событие – Вознесение Господа в плоти Своей на небо. Событие, когда оставшись здесь, на земле, апостолы именно теперь-то и стали апостолами. Теперь начинается их самостоятельное служение. То есть, по сути дела, это ведь и одновременно и рождение Церкви.
Бамбергский аворий
Пожалуй, древнейший из сохранившихся до наших дней иконографических типов, памятников, в которых представлено Вознесение, это так называемый Бамбергский аворий. Очень небольшая пластина из слоновой кости, на которой изображена эта композиция. Прежде всего, здесь представлены жены-мироносицы, которые пришли ко гробу. И здесь же представлена гора, по которой поднимается Христос. Юный Христос поднимается, и поднимается очень стремительно по этой горе вверх, где в сегменте облака мы видим вышедшую оттуда руку, и мы понимаем, что это рука Бога Отца, Который принимает Его. Кто-то говорит, что около горы – это апостолы, кто-то говорит о том, что это римские воины, то есть, те самые, которые охраняли гробницу. Здесь мы с вами видим две совмещенные темы: тема Воскресения и тема Вознесения. Это вполне возможно в рамках древней Церкви.
Двери в церкви святой Сабины
Примерно в это же время появилось еще одно резное изображение, более подробное, и находится оно в Риме. Это одна из створок деревянных дверей в церкви святой Сабины. Здесь мы, наверное, должны говорить о некой восточной традиции. Круг, воплощение небесной сферы – это символ абсолютной гармонии, бесконечности, вечности. Это следы восточной традиции. Но только этот круг соткан из лавровых ветвей. Это еще и знак триумфа победившей Церкви. Этот самый круг поддерживают четыре ангела, а по сторонам мы видим знаки евангелистов. Ниже небесная сфера, и под ней три фигуры. Это фигуры Приснодевы Марии и двух апостолов, Петра и Павла. Уже к тому времени было понятно значение каждого из этих апостолов. Один – хранитель мистического начала Церкви, другой – организатор Церкви, как системы. Они совокупно с Приснодевой Марией вот в этой вертикале, которая завершается помещением Христа в триумфальный круг, создают образ не только Вознесения, но и образ христианской апостольской Церкви.
Евангелие Рабулы
Чуть позже мы с вами видим и первую книжную миниатюру. Эта иллюстрация, которая датируется тоже VI веком. Это Евангелие Рабулы. Мы с вами видим примерно тот же самый композиционный тип. И вот он будет пролонгироваться в миниатюрах восточных Церквей до нового времени. А вот на Западе произойдет эпоха возрождения, там захотят это представить более реалистично. И что в результате получается?
Миниатюры братьев Лимбургов
XV век, миниатюры братьев Лимбургов. Можно привести и другие миниатюры, их достаточно много. Изображение Вознесения, в котором предпринимаются попытки представить достаточно реалистично. И что же мы видим? Мы видим толпу людей, очевидно, это апостолы, хотя и совершенно не идентифицированы. И они смотрят в небо. Да, так, как это написано в тексте. Вот такова судьба западной традиции.
Восточная же традиция – это традиция изображения Вознесения в храмовых росписях. И первая здесь – это знаменитая роспись до нас не сохранившаяся, но которая заложила иконографические основы. Это роспись в ротонде храма Гроба Господня, того самого храма, который по традиции воздвигнут императором Константином Великим. Тот иконографический тип, который там заложен, он затем будет повторяться практически во всех византийских храмах.
Роспись в церкви Святого Георгия
До нас дошел, наверное, в самом раннем воплощении – роспись в церкви Святого Георгия в Фессалониках. Здесь мы с вами видим в центре всей композиции изображение Христа, Который благословляет одной рукой, а в другой опущенной руке держит свиток. Он находится в круге. Это небесная сфера, которая поддерживается ангелами, а ниже мы видим представленных апостолов.
Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря
Вот этот самый тип мы с вами можем лицезреть в росписях XII века. Удивительная древность, которая дошла до наших дней – знаменитые росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. Это изобразительное чудо. Очевидно, росписи были сделаны византийскими мастерами. И мы здесь видим замечательную, поразительную по светоносности красоту росписей, от которых очевидно идет традиция и позднего Феофана Грека, и творчество Андрея Рублева. Вот мы здесь с вами видим внутри голубой небесной сферы Христа. Вокруг этой сферы – ангелы с распахнутыми крыльями, которые эту небесную сферу поддерживают. И нижний ярус – изображение апостолов и Приснодевы Марии, которая находится в позе моления с поднятыми руками. По сторонам от Нее два архангела и Иоанн Креститель. И вот этот купол как бы спускается, соединяется с той паствой, которая собралась в храме, посредством парусов с изображениями евангелистов, и столпов, с изображениями святых.
Роспись церкви Святого Георгия в Старой Ладоге
Вот этот самый тип мы видим еще в одном памятнике XII века. Он находится более севернее. Это церковь Святого Георгия в Старой Ладоге. Замечательный памятник, являющийся классическим воплощением четырехстолпного крестово-купольного храма. Увы, эти росписи сохранились гораздо хуже, видимо, в связи с климатическими условиями. И они не столь многоцветны. Это скорее монументальная графика. Но иконографический тип тот же, и он, пожалуй, воздействует несколько иначе, более экспрессивной графической формой, потому что колорит здесь определяется местными возможностями – это в основном разные оттенки охры. И мы счастливы тем, что до нашего времени сохранился и Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове, и храм Святого Георгия в Старой Ладоге, и настоящие росписи XII века.
Икона Вознесения Господня Андрея Рублева
А в иконах мы с вами видим ту же самую композицию. Только она как бы развернута в плоскости. Наверное, лучшее, что здесь создано, это икона, принадлежащая Андрею Рублеву. Это его последний период жизни, когда он работал в Свято-Троицком монастыре. Это икона, на которой мы видим композицию, состоящую из двух частей. В верхней части перед нами Господь, Который находится в небесной сфере. Эта небесная сфера поддерживается ангелами. Ниже мы видим довольно крупную композицию, центром которой является фигура Приснодевы Марии. Она более умиротворена, как это обычно бывает в работах святого Андрея Рублева. И Она смотрится очень контрастно на фоне двух ангелов в белых одеждах, с белыми воскрыльями, которые находятся по Ее сторонам. И по сторонам же Приснодевы Марии мы видим апостолов, два из которых, более близко к ней находящиеся, – это Петр и Павел.
Это все тот же самый образ Церкви. Совокупно – это образ христианства, как мира. Верхняя Церковь – это, конечно, Церковь торжествующая. И то, что мы видим внизу – это образ Церкви апостольской, церкви воинствующей, за нас сражающейся.
Вот такова иконография Вознесения Господня, которая сложилась довольно рано, и на Востоке сохранилась практически без изменений на протяжении долгих веков.
Слово в образе. Творчество Феофана Грека