Слово в образе. Явление Христа народу

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы с вами поговорим о картине Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу». «Мессия» – так называл он свою работу. Его мастерство, его исключительный талант никем никогда не оспаривался, ни при жизни, ни тем более после его ухода из земной жизни.

Александр Иванов

Александр Андреевич родился в Петербурге. Его отец, тоже замечательный художник, Андрей Иванович Иванов, проработает в Императорской Академии художеств 32 года.

1817 год. В возрасте 11 лет Александр Иванов становится вольноопределяющимся учеником Императорской Академии художеств. Собственно говоря, где родился, где жил, здесь же он и учится. На самом деле очень удобно.

В 1827 году Александр Андреевич получает право поехать от имени и на средства Императорского общества поощрения художников в Италию, где проведет 30 лет. Вся его творческая жизнь будет там, за пределами Родины, но мысль его все время будет об Отечестве. Он, конечно, ищет для себя тему для главной картины. Во-первых, для картины, которая позволила бы ему выразить себя, свое философское видение, показать свое творческое мастерство, ну и, собственно говоря, для картины, которой бы он отчитался перед Обществом поощрения художников.

Отец настраивал своего сына: цель в жизни заключается не в демонстрации блестящего мастерства, а в служении людям; искусство предназначено не для того, чтобы только удовлетворять какие-то эстетические потребности, развлекать, делать жизнь красивее, а задача искусства заключается в том, чтобы создать положительный идеал, показать его современникам, сконцентрировать их на достижении этого идеала. И Александр Иванов ищет такую тему, и он понимает, что эту тему должен найти в религиозной сфере.

Да, на религиозные темы делалось много работ, но делалось дежурно, по привычке, искренности в этих работах становилось все меньше и меньше. У Иванова ведь глубокое религиозное чувство. И здесь он находится в конфликте со своим временем. И в 1830 году Александр Андреевич, наконец, определяется с темой. Эта тема должна быть глобальной, грандиозной, единственной по значению в истории человечества. И что может быть более значительным для человечества, чем встреча со своим Творцом? Вот так появляется к 1830 году тема «Мессия».

Александр Иванов. Явление Христа народу

«Явление Христа народу»

Она не сразу обрела свое решение, которое нам сегодня кажется совершенно очевидным и единственно возможным. Ведь темой выбран эпизод, когда Иисус пришел к Иоанну Крестителю на реку Иордан. И Иоанн Креститель, последний великий пророк Ветхого Завета, человек, который связывает своей личностью Завет Ветхий и Новозаветные времена, говорит: «Не я Тебя должен крестить, но Ты меня». Но должны исполниться пророчества, должна исполниться вся правда жизни. И Христос принимает крещение.

Река Иордан, небольшая группа людей на берегу. И туда, в эту группу людей входит Человек – Христос. И первые эскизы Александра Иванова показывают, как формировался этот замысел. Сначала ведь эта почти бытовая жанровая сцена, но постепенно выстраивающаяся в более масштабную, требующую большого холста.

Примерно с 1830 по 1836 годы шли поиски какого-то решения. А затем было охлаждение к этой теме. Что такое 40-е годы в XIX веке? Это целая череда революций и восстаний. Ведь Александр Иванов живет в Италии. Это жестокая схватка между итальянцами, которые мечтают освободиться от австрийского засилья. И Иванов чисто ситуационно оказывается внутри этого драматического сюжета. Он видит, как люди проявляют себя в этом мире. Его, конечно, увлекает и эта драматургия. Увлекает и ужасает.

В первой половине 1840-х годов он возвращается к своей большой картине. Наконец, уже натянут холст, появляются первые более-менее завершенные эскизы, появляется знаменитый «солдатенковский эскиз», который хранится в Русском музее. И Александр Андреевич приступает к работе.

Этой работе предшествовало создание множества маленьких этюдов. Это и натурщики, это и пейзажи, это поиск всего того пространства, в котором должно было разворачиваться это действо. И все более и более ясным становится композиционный идейный замысел. Композиция, которая должна отразить глубинную религиозную идею.

Группа людей на берегу реки Иордан. Внутри этой толпы несколько групп.  Раб и его хозяин. Старик и юноша, выходящие из реки – образ Израиля до прихода, и Израиля, который будет после. Воины, которые символизируют империю. Старейшины, знатные мужи, которые символизируют пророков, мудрость того времени. И кто-то уже развернулся к Тому, Кто подходит к реке, а кто-то отвернулся, кто-то стоит спиной. А в центре группа, состоящая из апостолов, она за Иоанном Крестителем.

Но почему эта работа так удивительна? И даже великий русский искусствовед, идеолог русского реалистического искусства Владимир Васильевич Стасов говорил о том, что это то редкое произведение искусства современного мира, в котором Господь явлен именно как Создатель мира. Отделенность Христа от этой толпы. Более того – Его отделенность и выделенность из всего окружающего пространства. В картине присутствует тот удивительный эффект, когда мы не можем точно сказать, какое здесь движение: по горизонтали, то есть по земле, или по вертикали, то есть на землю.

Явление Христа народу

Вот такая абсолютно самодостаточная, совершенно спокойная, бесстрастная фигура, которая то ли приближается, то ли приближает к себе людей. А вот это и есть, пожалуй, главный эффект этой картины. Смысл ее в том, что те, кто находится на реке, они должны совершить ответное движение на сам факт явления. Кто-то должен повернуться, раз уж он стоит спиной, кто-то сойти с коня, кто-то выйти из реки. Должно произойти событие, которое называется «встреча». Встреча детей божьих со своим Создателем. Это удивительно выражено Александром Андреевичем Ивановым. И в этом-то главная особенность этой работы. Впоследствии Лазарев назовет это «рублевской традицией, продолженной Александром Ивановым».

Работа окончена. На нее ушло много сил, много времени, она огромна. И она будет привезена в Петербург уже не при Николае I, а при Александре II. 1957 год. Тогда, когда все говорили о необходимости реформ. И вот тут появляется эта огромная работа, но так некстати, но так не о том, что беспокоило Петербург в это время. Петербург, в котором оставалось уже мало подлинно религиозных людей. Работа была оценена высоко, но встречена, в общем-то, равнодушно. Она показалась архаичной. Расстроило ли это Александра Андреевича? Да, наверное. Спустя два месяца после прибытия в Петербург, он уйдет из жизни.

А если говорить об актуальности этой работы, она не является предметом только истории. Тема касается каждого человека и всех времен. Встретится ли человек с Создателем, повернется ли он к Нему, выйдет ли он из реки жизни, чтобы услышать заветные слова из уст Господних, или нет? Примет ли он пришедшего Творца мира или не примет? Это то, что актуально и сегодня, и то, что будет актуально завтра, и то, что будет актуально до тех пор, пока есть человек на земле.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Голгофа. Распятие Христа 

На главную страницу сайта - Семья и Вера