Слово в образе. Михаил Врубель

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы поговорим о художнике Врубеле. Михаил Врубель – человек странной судьбы, вышел из Академии художеств без диплома. И это значит, что устроиться и получить заказы ему было чрезвычайно сложно. И, тем не менее, приехав в Киев, он такой заказ получил от профессора Прахова, который искал тех мастеров, которые могли бы посвятить себя росписям в храмах города Киева.

Михаил Врубель

Роспись в Кирилловской церкви – это то, что было предложено Врубелю, и он за это ухватился. Это была первая его большая и самостоятельная работа, с которой он справился. Хорошо известны его «Оплакивание» и «Сошествие Святого Духа». В последней работе проявляется знание византийской иконописной традиции: апостолы расположены полукругом, в центре фигура Богородицы, небо представляет собой полуциркульный свод, и от находящегося в центре этого свода Святого Духа спускаются золотые лучи.

Тем не менее, с Врубелем было тяжело работать, он был своеобразным художником, человеком настроения. И кроме того появились сложности с самим Праховым. Врубеля отправляют за границу на исходе 1880-х годов. Он посещает Италию. Она не произвела на него того впечатления, которое она производила на Брюллова, на Бруни, на Иванова.

Европейское искусство не завоевало сердца Врубеля. Он уезжает сначала в Петербург, потом обратно в Киев, и надеется здесь получить место художника для росписи Князь-Владимирского собора. Того самого собора, который будут расписывать Нестеров и Васнецов. Прахов хорошо знал возможности Врубеля. И Михаил Врубель представил ему несколько работ, которые могли бы появиться в этом соборе. В частности, это роспись «Ангел с кадилом» и «Надгробный плач». «Надгробный плач» – это тема не каноническая. Прахов оценил эти работы.

Творчество Врубеля

И мы с вами можем оценить эти работы. «Ангел с кадилом» действительно производит сильное и мистическое впечатление, и это уже именно тот Врубель, которого мы знаем. Это настоящий Врубель, в творчестве которого присутствует его стиль. А стиль – это форма мышления. Форма мышления Врубеля острая, глубокая, экспрессивная, страстная. Но в этой картине не так много благостности, в ней есть некая избыточная тревожность. Видимо, это и остановило Прахова, видимо, поэтому он и отказал Врубелю.

Михаил Врубель. Надгробный плач и Ангел с кадилом

Это, конечно, было ударом для молодого художника. И вот тогда появляется первый вариант «Демона». Он появляется в Киеве, как раз перед приездом его отца. Отец хотел выяснить, что же в жизни сына творится, как его творческая жизнь складывается. И когда он увидел этого первого «Демона», он его испугался, он был разочарован.

И здесь мы с вами видим целый ряд нужных встреч, когда счастье улыбнулось художнику. Во-первых, он приезжает в Москву. Здесь он знакомится с Серовым и Коровиным, двумя потрясающими художниками, теми людьми, которые понимают и могут выносить сложный характер Врубеля. Они знакомят его с Саввой Мамонтовым, и Мамонтов совершенно очарован Врубелем и готов принимать участие в его судьбе.

Появляется случай отличиться в творчестве. Это юбилейное издание двухтомника Лермонтова к 50-летию со дня его кончины. Оно было задумано совершенно роскошным, с множеством иллюстраций, были привлечены многие знаменитые художники. Но именно иллюстрации Врубеля к лермонтовскому «Демону» произвели самое сильное и очень разное впечатление. Да, цензуру эти иллюстрации прошли, н вот публика восприняла изобразительный язык Врубеля очень неоднозначно. А уж критика просто попыталась разорвать художника на части. Не столько была необычна композиция, но сам экспрессивный своеобразный изобразительный язык Врубеля.

Но самое главное то, что художник вдруг нашел свою тему – знаменитый «Демон сидящий». А через два года появится «Голова демона». А еще спустя некоторое время появится неоконченная работа, довольно спорная и странная по композиции – «Демон летящий». И наконец, одна из последних работ, 1904 год – «Демон падший».

Почему возникает эта тема, почему этот образ так срезонировал в художнике, и почему этот образ оказался столь резонирующим в пространстве времени? Времени, когда империя, по существу, умерла, от нее остался лишь гипсовый слепок, он не может быть долгим по продолжительности, он хрупкий. Времени, когда вместе с империей уходит в прошлое то православие, которое держало страну, составляло основу ее мысли, творчества, которым измерялось абсолютно все, от государственной целесообразности до личной нравственности. И это вдруг как-то растворилось, появились люди нигилистического содержания.

Демон. Вот он сидит, и ему бесконечно тесно в этом холодном каменном мире. И он сам словно из камня, с лицом, в котором женского кажется больше, чем мужского. А что такое демон? Демон – это падший ангел. Вот поэтому и изображен он без крыльев. И поэтому так нелепо появление крыльев у «Демона летящего» и «Демона падшего».

Михаил Врубель. Демон

Так вот почему же падший ангел становится своеобразным знаком времени для Врубеля, для его поколения? Сам художник говорит так:

«Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый».

Скорбь от потери крыльев, от потери Божьей благодати, от того, что пал от своей гордыни, а гордыня не принесла ни покоя, ни счастья. Разве мы с вами этого не видим в России конца XIX – начала XX века? Разве мы не видим эту страну, в которой, казалось бы, все есть, а, тем не менее, она страдающая, она мечтающая о чем-то, но о чем-то без Бога?

Вот поэтому демон, который будет сначала сидеть в глубоком раздумье, а потом рухнет в творчестве Врубеля. И совсем близко к этому примыкает самая последняя работа художника. Накануне того момента, когда он потеряет зрение. 1906 год – «Видение пророка Иезекииля». А что видел пророк Иезекииль? Крушение храма, разорение Иерусалима, пленение народа. Правда, он видел и явление Господа в Его силе и славе.

Это страшная работа, она не завершена. И вот этой своей страдающей драматургией, остротой болезненного переживания и ужаса, которые наполняют эту странную и почти абстрактную незавершенную работу. Эта картина действительно очень близка к серии демонологии Врубеля.

Демон, как образ страны, которая обречена на испытания. Наверное, это мы должны увидеть в творчестве Михаила Врубеля. И, наверное, это художник, в силу соей особой тонкости, чувствительности, болезненной натуры почувствовал.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Христос у Марфы и Марии 

На главную страницу сайта - Семья и Вера