Чему научает нас Литургия Преждеосвященных Даров

В течение Великого поста по средам и пятницам, а также в некоторые дни памяти святых, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Она отличается от привычных для нас Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого тем, что на ней не совершается преложение Святых Даров, а предлагаются для поклонения и для причащения верующих Святые Дары, освященные на предыдущей полной Литургии. Эти Святые Дары ничем не отличаются от тех, которые освящаются на полной Литургии. Это те же Тело и Кровь Христовы.

Но само это богослужение по уставу совершается в вечерние часы, а на практике часто совершается по утрам, для того чтобы люди могли подготовиться к Причастию и с благоговением принять Святые Таины.

Чему научает нас Литургия Преждеосвященных Даров?

Те молитвы, которые читаются во время этого богослужения, напоминают нам о том, что Господь Иисус Христос невидимо присутствует среди нас, когда мы собираемся в храме, и напоминают о том, что вместе с нами в совершении Божественной Литургии, будь то полной или не полной, участвуют святые ангелы. И это настроение передано в словах Херувимской песни, которая звучит на Литургии Преждеосвященных Даров:

«Ны́не Си́лы Небе́сныя с на́ми неви́димо слу́жат, се бо вхо́дит Царь Сла́вы, се Же́ртва та́йная соверше́на дорино́сится».

Если пересказать эти слова на русском языке, то смысл их следующий: ныне Небесные Силы, то есть ангелы, вместе с нами, находящимися здесь на земле, невидимо служат, ибо Царь Славы, то есть Господь наш Иисус Христос, входит окруженный ангельскими чинами, как телохранителями.

И вот это присутствие ангелов Божиих за Божественной Литургией подчеркивается в литургических текстах и Литургии Василия Великого, и Литургии Иоанна Златоуста, и особым образом Литургии Преждеосвященных Даров. На ней не совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, потому что на престоле, затем на жертвеннике, затем снова на престоле стоят уже освященные Святые Дары. И мы поклоняемся им, и поклоняемся присутствующему в Святых Дарах Господу нашему Иисусу Христу.

Литургия Преждеосвященных Даров

И есть еще одна тема, которая проходит через молитвы Литургии Преждеосвященных Даров. Это тема духовного очищения человека благодаря подвигу поста. В одной из молитв говорится:

«Ты вся наша чувства страстнаго умерщвления свободи, благаго тем владыку внутренний помысл приставив. И око убо да неприобщно будет всякаго лукаваго зрения, слух же словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных».

Здесь говорится о том, к чему должен нас привести подвиг Великого поста. К чувствам нужно приставить в качестве стража помысел. Это означает то, что мы очень часто живем своими чувствами, эмоциями, страстями, и мы не контролируем их, а они контролируют нас. И под влиянием страстей, эмоций и переживаний мы совершаем различные неблаговидные, глупые и недостойные поступки.

Но если мы научимся приставлять помысел в качестве стража к нашим эмоциям, чувствам, страстям, если мы научимся тому искусству, которое святые отцы называли трезвением, тогда наш внутренний мир будет приведен в порядок, тогда мы сумеем контролировать не только свои действия, но и свои чувства и эмоции, тогда мы будем подлинными хозяевами своей судьбы. А не так, как некоторые люди оказываются рабами своих страстей, эмоций и переживаний.

«…око убо да неприобщно будет всякаго лукаваго зрения…» Господь говорит нам, что светильник для тела есть око. Если око твое будет светло, то и все тело будет светло. А если око будет темно, то и все тело будет темно. Речь здесь идет о глазах, через которые мы воспринимаем внутренний мир, и через которые могут тоже проявляться наши страсти. Зрение человека может быть похотливым.

Не случайно Господь говорит, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Но мы можем смотреть и на многие предметы этого мира с вожделением, и как бы прелюбодействовать с ними в сердце своем. И Господь призывает очистить наше око от лукавого зрения, а слух сделать не входным для праздных слов. То есть не допускать в наш слух те слова, которые не приносят нам пользы, но которые приносят вред.

Мы не можем контролировать то, что говорится вокруг нас. Мы не можем контролировать весь тот поток информации, который обрушивается на нас каждый день. Но мы можем ограничивать себя в том, чтобы этот поток информации не захлестывал нас, в том, чтобы он оставлял пространство для нашего внутреннего мира, в том, чтобы мы не поддавались страстям или эмоциям, воспринимая то, что входит в нас через слух.

И конечно, Церковь призывает нас очистить наш язык от глагол неподобных. И это то, о чем говорится в молитве святого Ефрема Сирина:

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

Время Великого поста – это время, когда мы особенно должны воздерживаться от празднословия, чтобы не допускать тех слов, которые не приносят пользы ни нам, ни другим людям, а чаще всего приносят вред и нам, и окружающим.

Вот чему и многому другому научает нас Божественная Литургия Преждеосвященных Даров. И вот почему Святая Церковь предложила ее нам в дни Великого поста, чтобы мы приходили в храм Божий, чтобы мы питались Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, чтобы мы поклонялись Господу нашему Иисусу Христу, Который присутствует среди нас в Святых Дарах, чтобы мы принимали Его внутрь своего тела и крови, и чтобы мы трудились над собой, очищая свое зрение, свой слух, свой язык, очищая себя от страстей, готовя себя к празднику Святой Пасхи, когда мы прославим Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых.

Чему научает нас Литургия Преждеосвященных Даров?

Литургия Преждеосвященных Даров

Чему научает нас Литургия Преждеосвященных Даров?

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера