О грехе

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Великим постом наступает весна для души. А что большинство из нас делает весной в доме, по хозяйству? – Чистим, моем, убираем, избавляемся от накопившегося за долгую зиму мусора и хлама.

Но не только жилище и то, что нас окружает, нуждается в наведении порядка. Наша душа страдает под гнетом множества страстей и грехов, и ей необходимо очищение, обновление. Великий пост – это самое подходящее время для этого.

Чтобы справиться с врагом, нужно его знать в лицо. В статье рассказывается о самых распространенных грехах.

Сребролюбие

Святые отцы говорят, что грех сребролюбие происходит от маловерия и неразумия. Любовь к богатству, стремление наживы рождает зависть, скупость, гнев и превращает человека в идолопоклонника, единственной ценностью для, которого становятся деньги. В Житиях святых есть много рассказов о том, как многие люди из-за страсти к богатству погубили свою душу. Господь в Евангелии сказал, что если человек не отрешится от всего, что имеет, не может быть Его учеником. Один брат, раздав имение нищим, оставил немного для себя и пришел в обитель св. Антония. Тот сказал юноше:  «Если хочешь быть монахом, ступай в село, купи мяса, обложи им нагое тело свое и в таком виде приходи ко мне». Юноша сделал все, как велел святой отец. По дороге на него напали звери и птицы, набросившись на мясо, истерзали несчастного. Увидев его св. Антоний сказал: «Вот так демоны нападают и терзают тех, кто хочет удержать имение свое». Не только золота и серебра подобает чуждаться христианину, говорят святые отцы, но и всякой вещи, кроме нужной в употреблении.

Сребролюбие

Гнев

Посмотрите, что делает человек во гневе: негодует, клянет и ругает сам себя и ближнего, весь трясется как в лихорадке, т.е. становится похожим на бесноватого. Если внешний вид гневающегося так неприятен, то представляете, что делается у него в душе?

Видите, какой страшный яд скрыт в душе гневного человека и как мучит его. Гнев пробуждает в нас злопамятство, приводит в ярость и побуждает воздать зло оскорбившему нас. Не лучше ли вспомнить при этом слова Господа: «Если не простите братьям своим от всех сердец ваших прегрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».

Итак, всякий, кто хочет милости от Господа и прощения своих грехов, должен сам научиться прощать. Все святые, Сам Иисус Христос не только не воздавали злом за зло, но и молились за оскорбивших их и радовались за них, когда те исправлялись.

Хмурый мужчина

Грех злопамятства

Гнев обращается в злобу и злопамятство, когда долго удерживается в сердце. Поэтому и велит Господь пресекать его, чтобы не перерос в ненависть. Как пожар, если не потушить его сразу, много бед учинит, так и гнев, если не прекратится, много зла принесет. Вот такая история сохранилась нам в напоминание. Жили мирно два друга Евагрий и Тит. Но диавол вложил в сердце их вражду, такую, что видеть без злобы не могли друг друга. И вот разболелся Тит. Предчувствуя смерть, опомнился и стал просить прощения у Евагрия. Но тот был непреклонен. Силою привели Евагрия к Титу,  и снова просьбы умирающего друга не подействовали. Тут вдруг Евагрий, зайдясь в злобе своей, упал и умер на месте. А Тит, наоборот – стал выздоравливать и рассказал, что в тот момент, когда не простил его Евагрий, увидел он, как ангел немилостивый пламенным копьем ударил в грудь злопамятного Евагрия.

Задумчивый мужчина

Уныние

Если возобладает нами уныние, то душе предстоит великий   подвиг, – так говорили святые отцы, на опыте зная на сколько опасен для души этот грех. Особенно сильна бывает борьба с духом уныния у тех, кто живет в безмолвии. Один старец пребывал в пустыне, вода же была от него очень далеко. Однажды, утомленный дальней дорогой, он впал в уныние и сказал себе: какая польза в этом труде? Пойду, поселюсь ближе к воде.

Сказав это, он обернулся, – и видит кого-то идущего за ним и считающего шаги его. Старец спросил: кто ты? – Ангел Господень, отвечал тот, Я послан исчислить шаги твои и воздать тебе награду. Услышав это, старец воодушевился и ободрился и… перенес свою келью еще дальше от воды. Когда входит в сердце уныние, человек теряет надежду, враг влагает в его душу мысль, что он оставлен Богом, но Бог никога не допустит, чтобы уповающего на Него одолели напасти, Он все посылает нам по нашим силам.

Уныние

Грех тщеславия

Все дела мы должны совершать во славу Божию, во спасение своей души и во спасение души ближнего. Великим делом считали святые отцы, когда человек ни во что не ставит славу человеческую и потому всегда ее избегали. И наоборот, всегда восхваляли смирение.

Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но на самом деле угождает не Богу, а людям. Возносящийся здесь прежде будущего века, не избежит унижения, – говорил св. Иоанн Лествичник. А когда станут нас хвалить, вспомним тотчас множество грехов наших и подумаем, достойны ли мы похвалы? Так всегда с трезвением будем относиться к похвале, даже, если действительно сделаем что доброе, все равно не себя будем хвалить, но Бога, ибо Он нам помог сделать доброе дело и Он на него наставил.

Тщеславие

Гордость

Гордый человек ищет славы, чести и похвалы; он хочет казаться значительным, хочет указывать, повелевать и чтобы все было по его желанию. Есть и такие, которые гордятся богатством, знакомством с известными и могущественными людьми, но богатство может исчезнуть в один миг, а к известности других разве они причастны? Есть люди. Которые искусно рисуют или имеют хороший голос и гордятся этим, но это не их заслуга, а дар Божий. Чем же гордиться человеку? Совершенно нечем. Все, что мы имеем – все от Бога. Гордый человек – сам себе враг. Вспомните возгордившегося Денницу, падшего ангела, что сталось с ним? – он был низвержен в ад. Из-за гордыни могущественный царь Навуходоносор лишился царства и со скотами, как скот, семь лет ел траву. Тысяча падений совершается из-за гордыни. Гордый отворачивается от Бога и доходит в своей гордыне до полного Его отрицания, т.е. становится богоотступником.

Гордость

Грех зависти

Крестьянский сын Тимоша пас чужих овец и получал так мало, что не мог купить себе даже сапоги. Однажды он стоял у господсюого дома и видел, как подъехала богатая карета. «Живут же люди, – подумал Тимоша, – в каретах разъезжают, а тут ходи босиком! Чем я прогневал Бога? И за что такая милость вот этому барину? Хоть бы поменяться с ним на часок, то-то бы счастье!» Едва он это сказал, как дверь кареты растворилась и из нее, с помощью двух слуг, выбрался барин – безногий калека. «С нами крестная сила! воскликнул оторопевший Тимоша и без оглядки побежал домой; Больше он никому и никогда не завидовал».

Зависть святые отцы называли противлением Богу. Завистливый человек всем недоволен. Считая, что он достоин многого, и не получая желаемого, он начинает ненавидеть окружающих, желать им зла и не только желать, но и начинает творить зло ближнему, т.е. ведет себя к погибели.

Зависть

Ложь и клевета

Как часто случается, что дети, совершив какой-либо проступок, начинают изворачиваться, лгать и никак не хотят честно признаться в совершенном и попросить прощения. Св. Ефрем Сирии, говорил, что это диавол учит человека изворотливости, чтобы он, сделав грех стал не раскаиваться, а оправдываться. В конце концов, человек так привыкнет ко лжи, что всякому греху найдет оправдание. Еще хуже, когда плохо говорят о других людях, стараются очернить их, – это уже есть настоящая клевета и бывает она из зависти.

Однажды к священнику пришла одна женщина, известная клеветница и исповедалась ему. Священник дал ей спелый терновник и велел все его зернышки рассыпать по ветру. Женщина удивилась, но повиновалась. Затем он предложил ей собрать все зерна. Она увидела, что сделать это невозможно и поняла, какое зло причиняла людям, клевеща и сплетничая о других.

Клевета

Лукавство

В житии блаженного Василия есть такой пример наказания лукавых. Однажды богатый вельможа, увидев блж. Василия нагим в мороз, пожалел его и подарил ему лисью шубу со своего плеча. Лукавые люди, увидев нищего в дорогой шубе, решили коварно испросить ее у него. Один из них лег на дороге, притворившись мертвым, а другие пали перед ним и стали просить подать им что-нибудь на погребение умершего. Вздохнул блаженный об их окаянстве и спросил: «Истинно ли мертв их товарищ и отпели ли его?» Они отвечали, что сию минуту, как умер. Василий снял с себя шубу, накрыл ею мнимо усопшего со словами: «Лукавнующие потребятся» и ушел. Обрадованные обманщики бросились к своему товарищу, но тут увидели, что он действительно мертв.

Лукавство

Чревообъядение

Часто дети отказываются от простой полезной пищи, которую предлагают, требуют другой, более вкусной, сладостей. Часто мы едим не в меру, объедаемся, Взрослые злоупотребляют спиртным, делают из еды культ, т.е. заботятся о плоти больше, чем о душе, забывая, что это грех и называется он чревообъядением.

Вот что о его последствиях говорится в книге о мытарствах Феодоры, которые душа будет проходить после смерти: «Встретили мы дальше мытарство объедения и пьянства. Слуги его, как хищные волки напустились на меня, вспоминая, что я ела скоромное в постные дни, когда ела не помолясь, ела без меры. Выставили на вид все чаши вина, которые я выпила в течение жизни. Они обличали меня, стараясь вырвать из рук ангелов. Наконец, один спросил: Не ты ли обещалась при Крещении отречься от сатаны и дел его? Как же ты могла все это совершить?». Только по молитвам своего духовного отца удалось Феодоре избежать злых духов и вечных мук.

Мытарство. Чревообъядение

О грехе

О грехах

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера