Иконопочитание

Первое воскресенье Великого поста именуется Торжеством Православия. В этот день мы вспоминали окончательную победу Церкви над иконоборческой ересью. В течение VIII и части IX веков Церковь была терзаема этой ересью, когда не только византийские императоры, но и значительная часть иерархии и духовенства стали проповедовать ложное учение о том, что люди не должны поклоняться иконам, потому что якобы поклонение иконам является нарушением одной из заповедей Закона Моисеева.

Иконопочитание

Но заповедь Закона Моисеева говорит о том, чтобы люди не поклонялись идолам. И совсем иное дело иконы. Они являются образами Бога воплотившегося, Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, ветхозаветных пророков и святых новозаветной Церкви. На иконах не изображается ничего, чего бы не видели люди. Пока Бог оставался невидимым, Он не изображался ни на иконах, ни на стенах храмов. Древний иерусалимский храм, как мы знаем из его описаний, реконструкций, не имел никаких изображений, кроме орнаментов и изображений херувимов.

А вот в Новом Завете Бог явился во плоти, Бог стал человеком. И именно благодаря этому стало возможно изображать Бога воплотившегося на иконах. Святые отцы эпохи VII Вселенского собора, на котором было торжественно провозглашено иконопочитание, говорили о том, что поклоняясь образу, мы воздаем честь первообразу. И когда мы поклоняемся иконе Господа Иисуса Христа, то мы воздаем честь Самому Господу нашему Иисусу Христу. Поклоняясь иконам Богородицы и святых, мы воздаем честь Самой Пресвятой Богородице и тем святым, которые изображены на иконах.

VII Вселенский Собор в Никее

Иконостас

И когда мы приходим в Православный храм, мы прямо перед собой видим иконостас. Иконостас – это не преграда между алтарем и остальным пространством храма, это не стена, которая воздвигнута для того, чтобы миряне не видели, что происходит в алтаре. Иконостас, как сказал один из русских богословов, – это то пространство, где через иконы как окна на нас из другого мира смотрят Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица и святые. Иконостас создан не для того, чтобы от нас что-то сокрыть, но, наоборот, для того, чтобы нам что-то открыть, и для того, чтобы через образы Спасителя, Божией Матери и святых мы соприкасались с тем горним миром, который присутствует вместе с нами за Божественной Литургией.

Ибо всякий раз, когда совершается Литургия, мы слышим о том, что вместе с нами в храме присутствуют и Пресвятая Богородица, и ангелы Божии, и все святые от века Богу угодившие. И это невидимое их присутствие представлено в тех самых видимых образах, которые вправлены в иконостас, которые часто изображаются на стенах православных храмов, или в витражах.

И если бы Церковь в свое время не провозгласила догмат иконопочитания, то мы с вами имели бы не только совсем другие храмы, но, наверное, и совсем другую Церковь. А может быть и Церкви уже бы не осталось на земле в том виде, в каком мы ее с вами знаем и любим. Если бы в VIII-IX веках победило иконоборчество, то и наши храмы были бы такие же, как протестантские. Как школьные классы: со столом посередине и со стульями в основном пространстве храма. И мы бы не видели тех прекрасных икон, фресок, мозаик, которые мы видим на стенах православных храмов.

Иконописание

В Православной Церкви все взаимосвязано, нет ничего лишнего или случайного. Богослужение Церкви построено на ее богословии. И на этом же богословии построена ее иконописание. И не случайно мы называем православные иконы умозрением в красках (т.е. богословием в красках). Это то богословие, которое отражено и на стенах храмов, и в цветных стеклах, и в иконах иконостасов.

Прихожане в храме

В первую неделю Великого поста мы совершили это празднование в память о том, как Церковь раз и навсегда преодолела иконоборческую ересь, как Церковь сохранила свое духовное достояние и наследие, пронесла его через века, несмотря на все гонения и испытания, которым она подвергалась. И сегодня Церковь так же бережно продолжает хранить свое духовное наследие, запечатленное в ее богослужении, в ее богословии, в ее иконописании, в церковном пении, как она его хранила на протяжении двух тысяч лет.

Наша святая Православная Церковь является хранительницей того неповрежденного и неискаженного предания, которое восходит к святым апостолам и к Самому Господу Иисусу Христу.

Будем благодарить Бога за то, что Он привел нас в Свою святую Православную Церковь. Будем хранить веру православную, веру апостольскую, веру отеческую, как говорится в чине Торжества Православия, совершаемом в первое воскресенье Великого поста. Будем заботиться о том, чтобы эту веру передать нашим детям и внукам. И будем просить Господа о том, чтобы вера православная никогда не оскудела на земле, но всегда укреплялась и возрастала.

Храни вас Господь!

Иконопочитание

Что мы видим в храме?

На главную страницу сайта - Семья и Вера