Рассказ о паломничестве в Израиль. Ночь 2-я

Дорогие во Христе братья и сестры! Приступаю к третьему рассказу о паломничестве в Израиль, который относиться не к дневным событиям, а к ночному Богослужению, которое проходило в ночь на 15 февраля, в праздник Сретения Господня 🙏

Вот оно свершилось, вот совсем скоро я, грешный, переступлю порог самого таинственного и благодатного храма во всем мире – Храм Гроба Господня!..

А пока, находясь в Горненском монастыре, я еще и еще раз обращаю свой взгляд вдаль, где видятся огни града Иерусалима:

Вид с Горненского монастыря н

Нашей группе сказали быть готовыми к 11 часам и ожидать у монастырских врат. Никто не опоздал. Все пришли заранее. Мало кто говорил, все больше молчали. Ожидание встречи с древним городом и  входа во Храм Гроба Господня наполняло наши сердца тихим торжеством!..

Вот, мы выехали и 20 минут в пути пролетели мгновенно. Вот они, ночные стены Иерусалима! Выйдя из автобуса, мы направились вдоль высоких стен, которые были совсем-совсем близко:

Древние стены Иерусалима

Чуть раньше нас приехал еще один автобус со второй группой, поэтому ручей русских паломников более походил на речной поток, устремившийся к главный христианский храм нашей планеты 🙏

Путешествие в Храму Гроба Господня

Пройдя по старым улочкам Иерусалима, мы подошли к закрытой двери, ведущей в Атриум (двор Храма Гроба Господня). Кто-то из нас запел воскресную песнь, которая была подхвачена всеми паломниками: “Воскресение Христово видевше”! Мне удалось записать это пение на видео и выложить в нашем телеграмм канале.

После трех-кратного пения Воскресной стихиры, мы с воодушевлением многократно пропели главный тропарь Пасхи:

“Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!”

Наконец двери открылись и мы оказались у входа в Храм Воскресения Христова:

Вход в Храм Гроба Господня

Считанные мгновения нас отделяло от соприкосновения с главными святынями Христианства: с Голгофой и Гробом Господним!.. Но сначала мы увидели камень помазания, на котором, по преданию, помазали Тело снятого с креста Иисуса Христа:

Перед Камнем Помазания

Приложившись, я тут же поспешил к Кувуклии, ко Гробу Господню. Наш гид, монахиня Евфалия, сказала, что если мы сразу в очередь не встанем, то не успеем приложиться ко Гробу до Литургии, а после ночной Литургии мы планируем сразу же отправиться обратно в Горненский монастырь.

И вот, моему взору впервые предстала Кувуклия (Часовня над Гробом Господним):

Кувуклия над Гробом Господним

Гроб Господень

Низко поклонившись, я встал в очередь. Было ощущение, что находишься рядом с чем-то Очень Великим, и что это Великое сердце пока никак не может вместить…

В пещеру Воскресения долго не впускали, и вот, наконец, путь для паломников был открыт. Мы были одни из первых. Пока стояли, прислушивались к разным звукам. То где-то колокола прозвенят, то греки, готовясь к Литургии, что-то заговорят на своем интересном языке, то паломники из России позади нас пропоют стихиру.

Наконец мы приблизились вплотную к Кувуклии. Вход в пещеру был справа.

А вот он и вход в пещеру - справа

С собой у меня был букет цветов, который я должен был передать ко Гробу Господню от Вас на праздник Сретения Господня. Но служитель не разрешил заносить букет в пещеру, но при этом букет взял и сам его определил.

Оказавшись в пещере, в которой не разрешалось задерживаться более, чем 10 секунд, я припал ко Гробу Господню. Облобызав древнюю плиту, служащую престолом, на котором совершается Литургия, я взглянул на внутренее убранство пещеры. Над Гробом висела икона Воскресения Христова и именно с этой плиты встал Воскресший Христос! От этой мысли я восторженно улыбнулся, и было хотел продолжить свои размышления, как служитель поторопил нас освободить пещеру для других паломников.

Затем мы направились на Святую Голгофу:

Святая Голгофа

Для этого нужно было подняться вверх по крутой лестнице высотой около 5 метров. Именно такая высота скалы, на которой был распят Господь наш Иисус Христос 🙏

Это святое место обладает не меньшей благодатью, чем Гроб Господень!.. Здесь не торопят, здесь можно сосредоточиться и крепко помолиться.

О Святой Голгофе я еще напишу в следующих рассказах, ибо мне посчастливилось еще поклониться сему Святому месту два раза.

Вскоре зазвонили колокола, призывая всех на ночную службу. Поклонившись Распятию Христову, я направился вниз и вскоре оказался в храме, где совершалась Утреня.

Ночное Богослужение

Диакон совершал каждение, греческий хор из двух греков пел канон, а наполненный Храм внимал Иерусалимской молитве.

Я сделал несколько видеозаписей, которые также опубликованы мной на телеграмм канале.

По окончании Утрени началась Литургия. И всё духовенство вышло из алтаря и направилось к Гробу Господню, где и была совершена служба.

Литургия в Храме Гроба Господня

Среди паломников было много русских, молдаван, православных арабов, греков и верующих других национальностей. Но больше всего, как мне показалось, было русских )

Отче наш сначала было спето на греческом, затем на русском, потом вроде на арабском и молдавском языках. Этот фрагмент я тоже снял и опубликовал в телеграмм канале.

Несмотря на трехчасовую службу, усталости я почти не ощущал. Была тихая и глубокая радость!

Вскоре наступило время причащения, и мы причастились Святых Христовых Тайн! 🙏 Запивки, как принято у нас, здесь не было, а был освященный хлеб. Вкусив хлеба, мы отошли в сторонку и еще какое-то время наблюдали за причащением.

По окончании Литургии мы пошли к Камню Помазания. Именно там монахиня Евфалия попросила собраться всей нашей группе.

Камень Помазания Христа

Собравшись, мы направились к автобусу. На прощание я сделал фотоснимок ночного Храма Гроба Господня. Время было как раз около 3 утра. Именно ранним утром, когда было еще темно, пришли Мироносицы ко Гробу, и увидели отваленный камень от погребальной пещеры, на котором сидел Ангел и возвестил женам – Христос Воскрес!

Продолжение следует и следующий рассказ будет посвящен поездке на Иордан 🙏