Почему пассий четыре

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Великим постом четыре воскресных вечера подряд служат особое богослужение – Пассию. На ней читаются отрывки из Евангелия, в которых вспоминаются страдания Христовы.

Пассия

Чин Пассии в обиходе Русской Православной Церкви появился относительно недавно, поэтому о ней нет никаких упоминаний в Типиконе. Это самое позднее богослужение, порядок которого был впервые напечатан в XVIII веке в Киево-Печерской лавре. Сейчас в Православной Церкви действует иерусалимский устав, принятый в 1695 году.

Совершение Пассия вписывается в вечернее богослужение, положенное по уставу. Она состоит из песнопений, акафиста и чтения Евангелия, которые есть в обиходе Русской Православной Церкви. Священным Синодом разработаны два варианта служения Пассии: с акафистом и без. Решением от 30 мая 2019 года совершение Пассии не считается обязательным.

Но это прекрасное богослужение для многих становится единственной возможностью попасть на великопостную вечерню. Ведь большинство людей в будние дни, когда совершает Литургия Преждеосвященных Даров и другие уставные богослужения, не могут присутствовать в храме. Кроме того, Пассия дает возможность молящемуся глубже познакомиться с библейским повествованием о Господе Иисусе Христе.

Особое место в порядке служения Пассии занимает проповедь. Она стала даже отдельной, самостоятельно её частью. Во многом этому посодействовал строгий запрет в советское время на длинные проповеди на обычной службе. Проповеди на Пассиях перерастали в беседы с изложением современного православного христианского жизнеописания. Например, многим известны «Беседы, прочитанные во время пассий» московского священника протоиерея Всеволода Шпиллера. Сейчас же проповеди на пассии помогают понять и проникнуться Страстными Евангельскими отрывками.

Пассия в храме

Четыре Пассии Великого поста

Высокое духовное утешение и назидание доставляет для души верующего особое богослужение Великого поста – пассия. Её начинают служить в первую или вторую седмицу Великого поста, и служат четыре воскресенья подряд.

Пассии бывают четыре раза в год – по числу евангелистов. Эта служба входит в состав вечернего богослужения. На них из Евангелий читаются отрывки о спасительных страданиях Господа Иисуса Христа. На первой пассии читается отрывок из Евангелия от Матфея, на второй – от Марка, на третьей – от Луки, и на четвертой – от Иоанна.

Также на пассии поются песнопения Великой пятницы.  Звучит стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целовании Плащаницы Хрситовой. Перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша риз Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий…» Эти глубокие песнопения напоминают нам о конечно цели поста – сораспятие со Христом.

Сверхопыт человека

Пассия ставит нас перед Крестом Господним, рядом с уверовавшим во Христа сотником, который воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф.27,54). Стоя перед Крестом Господним и думая о Его страданиях, мы глубже погружаемся в понимание и осознание тайны, которую Господь даровал людям через свою Божественную любовь.

Мы стоим перед Крестом, на котором явилась подлинная человеческая любовь. Потому что она была действительно живая, жертвенная, исходила от конкретной Личности. Любовь, которую явил нам Господь на Кресте, не  имеет ничего общего с обезличенной, отвлеченной, а потому бесчеловечной «гуманистической» любовью к человечеству или человеку вообще.

Человек не может изучить Бога в тех понятиях и категориях, в которых привык изучать любые другие предметы и явление. Это объясняется, прежде всего, тем, что человек даже о самом себе не может написать или устно изложить всё, что знает на самом деле. У человека есть особый опыт, невыразимый в простых понятиях. В таком опыте складывается  и понятие о Боге.

Одним из примеров сверхрационального опыта человека является создание картин, написание музыки, сочинение стихов. Творчество настоящего поэта, музыканта, писателя, художника – это настоящее тайнодействия, не поддающееся никакому рациональному объяснению.

Мужчина в храме

Таким же сверхопытом, сверхзнанием являются для нас тайна Боговоплощения и тайна Креста. Познание этой тайны основано на вере, которое исповедовал один из апостолов от лица всех апостолов и, значит, всей Церкви: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16:16). Как это похоже на крик сердца поверившего во Христа сотника и стоявших с ним у Креста: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф.27:54). И знания, которые дает нам Церковь о распятом Христе, приносят ту силу и  радость, которые дает такое исповедание веры.

***

И каждый раз, поклоняясь Кресту,  в особенности в дни Великого поста на святой Пассии, будем отходить от Распятия потрясенные, пресвященные и спасенные, как тот сотник, увидевший во Христе всю правду жизни и весь её светлый смысл.

Почему Пассий четыре?

Пассия. Вечерня с Акафистом Страстям Христовым. Аудиозапись

3-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера