Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Обычай читать или петь псалмы у гроба усопшего, поминая его, восходит к глубокой первохристианской древности. По преданию апостолы провели в псалмопении три дня у гроба Божьей Матери. И оставили всем людям завет погребать и износить усопших псалмами.
В Православной Церкви ныне утвердилась традиция у гроба проповедников и служителей Евангелия читать Евангелие, а при гробе всех остальных усопших православных христиан – Псалтирь. Также принято читать Псалтирь за усопшего в последующие сорок дней после смерти, и в течение остального времени, когда мы особо хотим помолиться за дорогих нам людей.
Поминовение
Церковное поминовение усопшего – это не просто хранение памяти в обычном понимании. Эта память соединена с молитвой, она и является её основой. Поминать кого-то в церковном понимании означает молиться о нём Богу, Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Божьей Матери и святым угодникам Божиим.
Наши дорогие усопшие уже не могут молиться за себя. Поэтому Святая Церковь призывает живых молиться, чтобы души усопших упокоились в вечных Небесных обителях, чтобы благая память Божия о них была вечной.
Поминовение усопших происходит ежедневно в храмах. Дома келейно мы поминаем каждое утро или вечером ушедших из этого мира дорогих людей.
Помянники
Ещё с первых веков христианства установился обычай записывать имена живых и усопших в особые книги. Древнее название этих книг было диптихи, что означает «двойные», ведь в них записывались имена как живых, так и усопших.
Когда мы записываем имена на листочках в храме и подаем их для поминания священнослужителю, то тем самым выражаем свою любовь к родным и близким, которая побуждает нас просить о молитве и подавать милостыню в память поминаемых.
Но если мы действительно любим наших усопших, то мы не можем успокоиться только на том, чтобы подать поминание, заказать молебен или панихиду. Подавая поминовение, мы и сами должны вместе со священнослужителем, во всех случаях тайного и гласного поминовения, возносить молитвы за наших живых и усопших братьев и сестер. Нашим долгом является разделить и восполнить труд священнослужителя. Этим самым мы определяем полноту любви своей к усопшим, ради которых совершается подвиг многократного перечитывания своего помянника. Труд этот не будет утомительным, ведь в помяннике записаны имена дорогих людей, с которыми связаны добрые воспоминания и почтенная память.
Записки о усопших
Храмовое поминовение живых и усопших может быть нескольких видов: заздравный молебен, заупокойная панихида, гласное поминовение во время Литургии на ектеньях. Но по своей силе и значимости ничто не сравнится с поминовением живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров.
В каждом храме можно самому написать записку с именами о здравии и упокоении. Есть несложные правила их составления. Во-первых, следует записывать имена только крещеных в Православной Церкви людей, и писать их в церковно-календарной форме, в родительном падеже. Например, о здравии Алексея будет записано как Алексия, Егора или Юрия как Георгия и др. Сначала записываются имена лиц духовного звания с указанием их сана, монашеского чина, а затем – мирян, среди которых обозначаются воины, младенцы и новопреставленные.
Милостыня за усопших
Святитель Иоанн Златоуст советует милостынями и благотворениями почитать память усопшего. Милостыня восполняет недостающие добродетели поминаемых и изглаживает их грехи. Наша малая милостыня весьма облегчает участь усопших братьев и сестер и даже способна приобрести для них вечные блага.
А самим подающим, милостыня за усопших приносит утешение и доставляет большую пользу для души.
Великий пост. Поминовение усопших