Рассказ о паломничестве в Израиль. День 3-й. Иордан

Третий день на Святой Земле обещал быть солнечным и, как всегда – особенным и радостным 🙂

После ночной праздничной службы в Храме Гроба Господня, нам позволили поспать на час дольше, поэтому выспавшись, и прочитав утренние молитвы, мы направились в монастырскую трапезную.

Трапезу возглавил митрополит Казанский Кирилл, который отслужил раннюю Литургию здесь, в Горненском монастыре. Трапезная была полна народу ) Два длинных стола занимали паломники, а крайний левый – монахини, насельницы монастыря, которые пели церковные стихиры, канты и красивые православные песнопения.

Трапеза

Некоторые я записал на камеру телефона и выложил в телеграмм канале нашего сайта https://t.me/semya_i_vera

После вкусного завтрака мы спустились к дороге, и сев в автобус, направились на вожделенный Иордан!

По дороге наш гид – матушка Евфалия поведала о том, что Израиль имеет 5 различных климатических зон. Север страны покрыт растительностью и весьма плодороден, тогда как южная его часть с Иерусалимом довольно каменистое место.

Место, где Иисус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя, находиться совсем недалеко от Иерусалима. Весь путь занимают весьма пустынные горы:

Иорданские горы

Но перед тем, как посетить Иордан, мы по пути должны были заехать на Сорокадневную гору, или, как её еще называют – “Гора искушений”. Именно на ней в посте и в молитве провел свои 40-дней после крещения Господь Иисус Христос.

Правда перед тем, как начать подъем в гору, автобус остановился у магазина с сувенирами. Некоторые паломники что-то приобрели, другие просто вышли, чтобы размяться после почти часовой поездки.

Вдалеке уже была видна гора, которая когда-то приютила Господа нашего Иисуса Христа 🙏

Сорокадневная гора Искушений

Меня заинтересовала лавка, где местный житель Иерихона выжимал сок из спелых гранат 🙂 Один маленький стаканчик 150 мл. стоил 2 доллара (около 140 рублей). Немного подумав, я решился на сию трату, ибо где еще попьешь сок из очень спелых гранат? )

Наконец мы вновь сели в автобус и направились по горной дороге. На полпути наш транспорт остановился на автобусной площадке, и далее пришлось подниматься пешком:

Подъем на Сорокадневную гору Искушений

Путь наш лежал в греческий монастырь Каранталь (монастырь Искушений), который находится почти на самой вершине. Монастырь вырублен в отвесной скале и посвящен Евангельскому событию искушения Христа после сорокодневного поста дьяволом.

Здесь ранее жило много монахов, сейчас подвизается всего один. При этом за монастырем следят трудники. Жертвователи из России поддерживают его благолепный вид.

В храме много русских икон, среди которых особенно выделяется икона Искушения Христа, которая подписана на русском языке:

Монастырь Искушений

В храме мы отслужили Молебен, прочли Евангелие, в котором описано искушение Христа после сорокадневного поста. Приложились к иконам и к камню, на котором по преданию сидел Сам Спаситель.

Спускаясь обратно, я сделал фотографию на вид современного Иерихона:

Вид с горы на город Иерихон

Спуск дался намного легче, чем подъем ) На горной тропе встретился иорданский мальчик, просивший милостыню, и девочка, которая продавала пакетики арахиса всего по 1 доллару. Осчасливив детей, мы спустились к автобусу и отправились к дому Закхея, который находится на участке Русской Духовной Миссии.

По пути мы увидели дерево Закхея, 2000-летнюю смоковницу:

Дерево Закхея

Русские монахини встретили нас, как дорогих гостей и напоили вкусным чайком )

В доме Закхея, на месте которого стоит храм, мы пропели Молебен, и поклонившись святому месту, направились обратно в автобус, который повёз нас к главной цели дня – к реке Иордан!

Пейзаж простирался пустынный и привычный для иорданских мест:

Иорданская пустыня

Вивафара, место крещения Господня

Ехали мы недолго. И вот, совсем незаметно, подъехали к берегу небольшой реки, где принял крещение от рук Иоанна Крестителя Господь наш Иисус Христос 🙏

Матушка Евфалия отвела нас в роздевалки (мужские и женские), где мы должны были одеть сорочки, в которых принято окунаться в святые воды священной реки:

Молебен на реке Иордан

Затем, расположившись на берегу, наша группа паломников, во главе с отцом Кириллом, приступила к служению Молебна с чтением Евангелия о Крещении Господнем. Слова из Священного Писания звучали особенно торжественно:

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Затем мы помолились за всех Вас и Ваших родных, имена которых Вы передали к паломничеству на Иордан 🙏

Река Иордан. Вивафара. Место крещения Иисуса Христа

Далее последовало окунание ) Вода довольно прохладная, 18 градусов, но при этом многие заходили в реку по 2 и 3 раза. Фотографии окунания сделать не удалось, так как сам окунался, а телефон мочить как-то не хотелось )

Затем мы все пошли переодеваться. Я быстро переоделся и у меня остался запас 10-15 минут. Не теряя времени я снова вернулся на берег святой реки. Смотрел на неё, вглядывался в воды Иордана, представляя, что также, как и мы, когда-то пришёл сюда Сын Божий! С каждой минутой трудно было осознавать, что мы скоро уедем из этого святого и весьма благодатного места…

И вот тут мне с запозданием пришла мысль набрать с собой водички. А бутылочки не было. Смотрю, недалеко мусорка, дай, думаю, загляну… В ней лежали какие-то пакеты и сверху аккуратно три бутылки. Взяв одну, я направился к реке, где ополоснув тару, набрал этой чудной Евангельской воды. Моему примеру последовали еще две паломницы, которых ждали свои бутылочки, ровно каждой по 1-й – не больше, ни меньше )

Река Иордан и вода, взятая с собой )

Вдали, как это можно увидеть на фотографии, стоит православный греческий храм. На кресте колокольни сидел белый голубь, который время от времени пролетал над рекой, а затем возвращался на своё святое место. Чудно было это наблюдать 🙏

Но время бежало и нам пришлось покинуть святую реку Иордан. Поклонившись месту Крещения Господня, мы вошли в наш транспорт и направились в Иерусалим.

Сразу, как автобус тронулся, матушка Евфалия спросила о том, есть ли желающие съездить на Мертвое море? Оказалось, что из 60 человек 50 хотят ехать, а 10 не хотят. И пришлось поступить по желанию большинства, к которому относился и я )

Мертвое море

В православной христианской среде бытует мнение, что в Мертвом море купаться грешно, ибо оно покрыло грешных людей Содома и Гоморы. Но уважаемый мной протоиерей Димитрий Смирнов утверждает, что Церковь никогда не препятствовала водным процедурам в этом водоёме.  Мнение тех людей, которые считают, что купание грешно, отец Димитрий приравнял к частному взгляду.

Еще один известный православный батюшка протоиерей Вячеслав Пушкарёв называет Мёртвое море удивительным чудом Божием. А в ответ на то, что воды его покрыли ветхозаветных грешников, батюшка отвечает вот как: в Средиземном море наверняка утонуло немало грешников, и тем не менее все в нём купаются и рыбу ловят.

Наш гид матушка Евфалия, инокиня Горненского монастыря, тоже не считает грехом принять получасовую ванну в водах Мертвого моря. Главное, не купаться в нем долго. Длительное время нахождения в воде этого моря, да и на его берегу, может принести вред. А недолго – одну лишь пользу )

Недалеко от берега устроен симпатичный оазис. Красивые пальмы обложены искуственым газоном:

Берег Мертвого моря

Спустившись на берег, я, наши батюшки и желающие искупаться паломники – довольно быстро переоделись и вскоре оказались у соленой-соленой воды. Меня лично ждал сюрприз ) Я совершенно не ожидал, что при 20 градусной дневной температуре (и 8 градусной ночной), вода моря будет настолько теплой – целых 28 градусов! В такой теплой воде мне еще не приходилось купаться )

Войдя в лечебные воды израильского моря, мы отплыли на приличное расстояние. Под нами наверное уже было несколько десятков метров. Вода настолько плотная, что для того, чтобы перевернуться со спины на живот, нужно сделать определенное усилие. И настолько вода соленая, что если она попадает на губы, то щипает немилосердно…

Соленая вода Мертвого моря

Через минут 20 наше купание окончилось, и смыв с себя соль под душем, что находиться на берегу, мы оделись и пошли к автобусу. Нам нужно было еще попасть в монастырь преподобного Герасима Иорданского.

Монастырь Герасима Иорданского

О, это удивительное и благодатное место! Здесь невероятно духовно-тепло и очень уютно:

Монастырь преподобного Герасима Иорданского

Именно здесь подвизался преподобный Герасим, с которым дружил лев. А история этой дружбы следующая.

Как-то раз шел прп. Герасим по пустыни и видит навстречу идущего к нему льва. Бедное животное прихрамывало на одну лапу. Преподобный сразу понял, в чем дело и тут же пошел к нему на встречу. В лапе у того оказалась заноза. Вытащив её, старец выдавил из раны много гноя и промыв больное место, обвязал его тряпицей. Исцеленный зверь не пошел обратно в пустыню, а последовал за благодатным старцем и с тех пор сопровождал его всюду, куда бы святой не пошел. История довольно длинная и наверняка Вы её уже читали. Знаете и о том, что льву поручили пасти осла, на котором возили воду, а когда осел исчез, то монахи стали возить воду на льве, ибо думали, что он съел осла. Через год осел нашелся и лев был освобожден от тяжелой работы. Когда старец, достигши глубокой старости, умер, то и лев, не выдержав разлуки, испустил свою дух на могиле любимого хозяина…

Лев старца Герасима

В храме обители мы послужили Молебен и помазались освященным маслом пред иконой Божией Матери Млекопиталельница. А также приложились ко многим иконам и мощам святых.

В иконной лавке я приобрел памятные для себя четки 🙏

Помолившись в этом удивительном святом месте, мы направились обратно в Горненский монастырь. Нужно было отдохнуть перед завтрашним посещением Хеврона и Вифлеема )

Храни Вас Господи, дорогие мои! Пусть милость Божия пребывает с Вами!