Путь от неверия к вере

В одном из евангельских чтений мы слышали рассказ о человеке, который привел к Иисусу Христу своего сына.

Все возможно верующему

Этот отрок от детства страдал беснованием, и отец надеялся на то, что Господь Иисус Христос сможет его исцелить. Он сначала обращался к ученикам Иисуса, но они не смогли ему помочь. И тогда он пришел к Иисусу со словами: «Если можешь что-то для нас сделать, то помоги нам». А Господь ответил ему: «Если ты можешь веровать, то все возможно верующему».

Почему Господь Иисус Христос дал такой ответ? Потому что человек этот надеялся на чудо, но чудо не происходит просто по какому-то автоматическому или магическому действию Бога, или человека Божия, или Сына Божия. Чудо происходит благодаря содействию (совместному действию) Бога и человека. Чудо происходит тогда, когда человек способен веровать, а не тогда, когда человек теплохладный приходит к Богу и ожидает знамения с Неба. Как много раз фарисеи просили у Иисуса: «Покажи нам знамение с Неба, чтобы мы уверовали в Тебя». И господь отказывал им. Потому что у них самих не было веры.

И вот Господь говорит этому человеку: «Если ты можешь веровать, то все возможно верующему». Посмотри на себя, загляни в свою душу, что у тебя там происходит? И тогда этот человек со слезами на глазах говорит: «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Исцеление бесноватого отрока

Путь от неверия к вере

И, наверное, это те слова, которые каждый из нас мог бы произнести. Ведь мы все находимся на пути от неверия к вере. Кто-то больше верует в Господа, кто-то меньше, кто-то сомневается, кто-то не сомневается. Но до подлинной веры, той веры, о которой Господь говорил, что она горами двигает, нам всем очень далеко, а значит мы еще на пути, мы еще не у цели.

И вот для того, чтобы преодолеть это огромное расстояние между неверием и верой, требуется помощь Божия, помощь духовных руководителей и помощь святых отцов, к которым мы обращаемся за советом, чтобы они научили нас, как нам пройти этот путь от неверия к вере.

И не случайно в дни Великого поста Церковь напоминает нам о тех подвижниках, которые указали путь к цели. И один из них – преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы совершали в четвертую неделю Великого поста. Он указал не просто путь от неверия к вере, он указал нам путь к духовному совершенству. Он был игуменом монастыря на Синайской горе. На той самой горе, на которой Моисей в течение сорока дней беседовал с Богом, когда он восходил, отделенный от всего народа, а потом спускался, и лицо его было озарено Божественным светом.

«Лествица» Иоанна Лествичника

Святой Иоанн Лествичник, который жил в первой половине VII века, был новым Моисеем для своего монашеского братства. Он был игуменом монастыря, и составил это духовное руководство, которое называется «Лествицей», потому что она содержит в себе тридцать глав, символизирующих тридцать ступеней восхождения человека к Богу. Это монашеская книга, которая нацелена на монахов, иноков и послушников, на тех людей, которые всецело посвятили себя Богу.

Она начинается с главы об отречении от мира, и проводит читателя через главы, посвященные различным монашеским добродетелям и порокам. Добродетелям, в которых монашествующий должен укрепляться, и порокам, от которых он призван освобождаться. И затем она приводит его к вершине всех добродетелей – к молитве, и к сочетанию трех великих добродетелей – веры, надежды и любви. Это и есть тридцатая глава «Лествицы».

«Лествица» Иоанна Лествичника

Путь к совершенной вере

Таким образом, это ни что иное, как путь к совершенной вере, описанный преподобным. Тот самый путь, которым Господь заповедал нам всем идти: не только монашествующим, но и мирянам. Вот почему эти книги, написанные изначально для монахов, для отшельников, для тех, кто удалился от мира, продолжают оставаться полезными и для нас, живущих в XXI веке, и для тех, кто живет среди мира, кто обременен земными и мирскими попечениями. Эти книги как бы переводят нас в ту духовную реальность, в тот духовный мир, который Господь наш Иисус Христос называл Царством Небесным, и в которое Он указал путь нам всем.

Будем использовать эти благословенные дни Великого поста для того, чтобы приблизиться к Богу, чтобы пройти хотя бы несколько ступеней по этой Лествице, которая состоит, конечно, не из тридцати, а из гораздо большего числа ступеней для каждого из нас. Чтобы подняться хотя бы на одну или две ступеньки выше. Чтобы почувствовать себя ближе к Богу. И будем просить тех угодников Божиих, чью память мы совершаем в дни Великого поста, чтобы они указали нам путь, ведущий в Царствие Небесное.

Путь от неверия к вере

О беспристрастии

5-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера