Почему имеющему дастся, а у неимеющего отнимется

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

В Евангелии от Матфея в тринадцатой главе в двенадцатом стихе мы читаем следующее: «Ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет. Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите».

Почему имеющему дастся, а у неимеющего отнимется

Давайте задумаемся над этим местом Священного Писания. Почему Господь говорит, что тому, кто имеет, еще и прибавится, а у того, кто не имеет, отнимется даже то, что он думает иметь. Разве это справедливо? И в течение многих веков люди, глубоко размышляющие над Священным Писанием, тоже пытались понять, какой же глубокий смысл в этих словах.

Ведь если бы размышлять по человеческой логике – кто не имеет, тому надо и дать, а у того, кто и так имеет, можно взять, чтобы поделиться с другими. А здесь сказано по-другому. И вот размышляя над этими словами Священного Писания, святитель Николай Сербский в одном письме писал следующее:

«Тебя удивляют слова Спасителя: «кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет». Разве справедливо, спрашиваешь ты, давать богатому, который уже имеет, и отнимать у бедного и то малое, что он еще имеет? Так ты рассуждаешь, ведомый духом нашего сурового времени, когда материя заслонила собой главное в человеческой жизни – именно ее смысл и цель. Если бы здесь шла речь о благах мира, то, действительно, было бы несправедливо взять у нищего и отдать богатому. Это противоречило бы другим словам Спасителя: «Просящему у тебя дай». Противоречило бы и притче о богаче и Лазаре, которая говорит о том, что по смерти немилосердный богач оказался нищ, а убогий Лазарь богат. Следовательно, здесь не может идти речь о материальном имении. Если и случается в жизни, что богач обогащается еще больше, а бедный совсем нищает, если и бывает, что последнее имение отнимается у бедного и отдается богатому, то это – символ, образ того, что происходит в духовной реальности. Истинный смысл этих слов Христа понятен из предшествующего».

И святитель Николай обращает внимание адресата своего письма, что для того, чтобы эти слова понять, надо вникнуть в предшествующие слова Священного Писания, а именно, в притче о сеятеле, о свече, свет которой светит всем. «Истина есть свет. Кто вкусил сладость истины, как дара Божия, тот жаждет ее все больше и стремится к ней все сильнее, и ему еще приумножится, чтобы мог другим благовествовать о ней».

То есть человек, который получает свет истины, еще больше и больше стремится к этому свету и, обогащаясь этим светом истины, он старается этим даром делиться дальше. И вот, сколько бы он не делился, этот дар у него не уменьшается.

Святитель Николай Сербский

«У святой великомученицы Варвары не было учителя, но она имела жажду истины и душу, готовую принять ее, поэтому Господь открыл ей богатство истины. Некоторые современные еретики, зажав в кулаке частичку Христовой истины, отбросили полноту ее, которую содержит в себе Православная Церковь. Подобно рабу, закопавшему свой талант в земле, закопали они частицу истины и ревностно хранят ее от приумножения. Потому отнимется та частица у них и возвращена будет тем, у кого взяли. Они же думают, что имеют всю истину. Евангелисты иногда дополняют и объясняют друг друга: «Ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь».

Носители частичек истины

Здесь подразумевается, что носители частичек истины – это различные протестантские деноминации, различные сектантские сообщества, которые, может быть, имеют какие-то фрагменты истины. То есть, они тоже читают Священное Писание, тоже по-своему его понимают, но в своем самообольщении думают, что они обладают полнотой истины, они становятся в оппозицию Церкви Христовой, которую основал Господь Иисус Христос, сказавший: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». И вот эти носители частичек истины, находясь в оппозиции к Святой Церкви, они даже вот эту частичку впоследствии потеряют.

Мнимая истина отвергнется и не принесет плода

«Многие высокоумные философы, не имея истины, думают, что имеют, и не стараются познать истину, которая только от Христа исходит. Потому их мнимая истина отвергнется и не принесет плода, а дар Божий, который они употребили для своей пагубной гордости против Творца, отнимет Податель даров и отдаст другим, имеющим страх Божий и ревность, веру и любовь».

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Так же надлежит поступать и нам, когда мы видим, что кто-то слушает нас рассеянно и оставляет без внимания все наши убеждения, да умолкнем, ибо, чем больше усердствуем, тем нерадение их увеличивается».

Это очень горькое, но справедливое наблюдение святителя Иоанна, которое в русле других святоотеческих советов. Если вы даете кому-то советы, даете не однократно и видите, что человек пренебрегает добрым советом, видя ваше старание, видя ваше усердие совершенно ваших слов не слышит, то надо умолкнуть и предоставить такого человека промыслу Божию. Уже молится только за него, но слова не расточать, чтобы не уподобиться тем, о ком тоже говорит Священное Писание – кто «мечет бисер перед свиньями».

«Господь поступает, как тот хозяин, который сеет семя и у дороги, и на каменистой почве, и в тернии, и на доброй земле, но, когда видит, что бывает с семенем, посеянным в первых трех случаях, он всю свою заботу отдает семени, посеянному на доброй земле. Чем больше плода приносит нива, тем более внимателен и заботлив к ней хозяин. А землю, что у дороги, на камне и в тернии, он постепенно оставляет, видя, что не приносит она плода, и семя, которое сеял в нее, забирает и сеет на плодородной земле».

«Все это относится к слову Божию, посеянному Христом в мире. Кто отвергнет слово Божие или злоупотребит им, у того отнимется оно и приумножится у тех, кто уже имеет его и принимает с радостью».

Вот какой глубокий смысл у этих слов на самом деле. Давайте задумаемся над этим, дорогие друзья. Здесь действительно пища для размышления: как надо себя вести, как надо дорожить той истиной Христовой, которая у нас есть, как надо благоразумно употреблять свое слово, свое наставление, свои советы по отношению к тем людям, которые просто игнорируют и, несмотря на все старания, пропускают мимо ушей. Будьте здравы и Богом хранимы.

Почему имеющему дастся, а у неимеющего отнимется?

Как правильно понимать слова Евангелия?

На главную страницу сайта - Семья и Вера