Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!
Раздражают и угнетают новости. Что с этим делать, как это пережить?
Раздражают и угнетают новости
С политической точки зрения можно принадлежать к тем или к другим, с военной точки зрения мы знаем, что на сегодняшний день чада Православной Церкви находятся по обе стороны баррикад. И с той, и с другой стороны стреляют православные христиане. Как это пережить? В первую очередь, как ни странно, почти казалось бы, невозможно. Но, однако же, никто не отменял слова Христа: «Не судите, да не судимы будете».
Не судите, да не судимы будете
Происходят события жесткие глобального масштаба. Что означает «не судите»? Как можно эту заповедь порекомендовать человеку, который работает в суде? Он профессиональный судья, он должен судить. Здесь все-таки под словом «судить» имеется в виду дух осуждения. Судить мы должны обо всем. Какой бы поступок я в жизни не совершал, сначала должен рассудить, надо его делать или не надо. Да, те же судьи судят на основании государственного закона тот или иной поступок человека, который оказался подсудимым. Это все имеет место быть в жизни. Но даже тот, кто судит, не должен осуждать. Потому что после всех наших человеческих судов есть Божий суд. И во всех событиях нашего времени, которые могут по-разному оцениваться, по-разному переживаться, есть Божий суд.
Ходить пред Богом и жить в Боге
Причем можно придерживаться вполне определенной позиции, и даже после этого есть Божий суд. И вот с этим можно жить. О древнем праотце Енохе сказано, что он ходил пред Богом и был взят на Небо. О нем не сказано, что он твори дела милосердия, что он был победоносным полководцем, что он был уникальной творческой личностью, аскетом, молитвенником, подвижником. О нем только сказано, что он ходил пред Богом. Поэтому, кем бы мы ни были, и каковы бы мы ни были – ходи пред Богом и будешь взят на Небо. Душа человека, ходящая перед Богом, восхищается на Небо. А с этим и в этом можно жить. А без этого – невозможно. Даже при относительно спокойных, благополучных обстоятельствах и временах, жить без того, чтобы быть взятым на небо, невозможно.
Ходить пред Богом, проверять свою совесть и свое сердце пред Богом. И то, что делаешь, делать в Боге. Причем в том Боге, имя Которому Любовь, в том Боге, о Котором мы говорим, что Он Трисвят – «Святый Бо́же, Святы́й Крéпкий, Святы́й Безсмéртный». То есть, пред этой святостью, пред этой любовью – жить, ходить, где бы то ни было.
Кстати, Церковь же прославляет воинов. У нас есть и Георгий Победоносец, и Александр Невский, и Димитрий Донской, Дмитрий Солунский, Федор Ушаков и многие другие. И вовсе не осуждая их за то, что они были воинами, а порой похваляя. Это о чем говорит? Это говорит о том, что даже человек, находящийся на поле брани, и не просто находящийся, но являющийся прямым участником боевых действий, он может ходить пред Богом, он может жить в Боге. И иные из них даже прославляются в лике святых. Не за то, что вели храбрые и победоносные боевые действия, но они таковыми были.
Пожелаем, чтобы мы в Боге внимали и новостям, не раздражаясь, чтобы в Боге мы выстраивали отношения ко всему, к чему выстраиваем. И конечно, находиться в состоянии молитвы. Была война с Наполеоном – был Александр I, был Кутузов, Багратион. А был в это время Серафим Саровский, который примерно в то время стоял на камне в лесу и возносил руки кверху и молился там. Вот в молитве душа обретает все: равновесие, покой, мир, радость и, кстати, силу выполнять то, к чему призвана.
Как подготовиться к тяжелым временам?