О молитве

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

Продолжаем размышлять о самом крепком оружии, которое дано человеку – о молитве. Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея говорит и заповедует: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучитесь, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворят. Или есть между вами такой человек, у которого сын его попросит хлеба, а он подаст ему камень? Или рыбы попросит, а он подаст ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете давать дары благие детям вашим, тем более Отец ваш, Который на небесах, даст благо просящим у Него».

О молитве

Это заповедь Господа Иисуса Христа о молитве. А о том, как эту заповедь воплощать в жизнь, ответы мы находим в богатейшей сокровищнице Священного Предания Церкви. Хочется предложить вашему вниманию размышления преподобного Паисия о том, как он молился.

«Прежде всего, будем просить, чтобы вследствие нашей молитвы те, кто живет, и те, кто будет жить, пришли к почитанию Бога. Я, говоря в своей молитве: «Пробави милость Твою ведущим Тя», и добавляю: «И неведущим». И даже так молюсь: «Господи, спаси нечестивыя».

То есть, в церкви во время Литургии дьякон или священник провозглашает: «Господи, спаси благочестивые». А вы, стоящие в храме, можете и от себя добавлять: «Господи, спаси и нечестивых».

«Потом, когда священник произносит «О заповедавших нам, недостойным, молиться о них», я добавляю: «И о незаповедавших», поскольку мы должны молиться и о тех, кто просил нас об этом, и о тех, кто этого не просил, о тех, кого мы знаем и кого не знаем».

Смотрите, какой уровень, какая глубина и какая действительно широта сердца у преподобного Паисия. Конечно, вы можете возразить: «Ну, мы же не можем так. Мы же не преподобный Паисий, не преподобный Серафим, не преподобный Сергий». Но здесь святой отец нашего времени делится с нами своим опытом. Он как бы нам показывает вектор, направление пути, как каждый из нас может поступать. Стоите на Божественной Литургии и сердечно молитесь о всех тех, кто еще не познал Бога.

«У скольких людей множество проблем и проблемы более серьезные. И даже более серьезные у тех, кто не просил наших молитв. Будем молиться и о тех, с кем обошлись несправедливо, чтобы правда стала явной, о том, чтобы были помилованы те, кто находится в тюрьмах, а пережитые ими страдания пошли им на пользу, и они исправились.
Я, подкладывая дрова в огонь, молюсь: «Согрей, Боже мой, тех, кто лишен тепла». Сжигая письма, которые мне присылают, я говорю: «Да попалит Бог все их недостатки. Да поможет Он им жить духовно и да освятит их».

То есть, смотрите, любое действие можно сопровождать молитвой за ближних.

«И еще у меня есть привычка просить святых покровительствовать людям, которые носят их имена, а у всех святых я прошу предстательства за тех, у кого нет покровителя святого».

Преподобный Паисий

Здесь подразумевается следующее. В Греции есть такая традиция, когда не все носят имена в честь святых. Далее преподобный Паисий советует:

«Молись вообще и говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй страждущих телесно и душевно». Эта молитва охватывает и усопших. Если тебе на ум приходит кто-то из родных, то произнеси за него молитву: «Помилуй раба Твоего» и сразу же перейди к общей молитве за весь мир: «…Помилуй весь мир Твой». Ты можешь привести себе на ум конкретного человека, испытывающего нужду, немного помолись о нем, а потом произносить молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас» с болью за всех, чтобы поезд не уехал только с одним пассажиром».

Иными словами, если ты молишься только за одного человека, то это как поезд, который едет только с одним пассажиром. Молись конкретно об одном человеке и тут же возноси за всех остальных.

«Не нужно застревать на ком-то одном, иначе потом мы не сможем помочь молитвой ни себе, ни другим. Когда ты молишься, к примеру, о ком-то, кто болен раком, то молись о всех, у кого рак, и добавляй молитву за усопших. Если ты видишь какого-то несчастного, то пусть твой ум сразу же идет ко всем несчастным, и молись за них».

Смотрите, какой мудрый и практический совет преподобного Паисия. И далее он продолжает:

«Это слово «помилуй нас» охватывает всех людей, даже и тех пятерых-шестерых «великих», от которых зависят судьбы всего мира. Трудись и молись о тех, кто трудится. Эта молитва помогает и тем, кто работает телесно, и тем, кто работает духовно. Потому что трудятся многие, и к тому же трудятся усердно. Одни – на благо Церкви и государства. Другие трудятся на зло: ночи напролет просиживают, придумывая, как разрушить мир. Третьи собираются на конференции и стараются найти способ, чтобы помешать предыдущим сделать зло. Четвертые тоже работают день и ночь, не спят, стараясь найти разрешение общечеловеческих проблем».

И далее призывает преподобный Паисий своего читателя: «Молись, чтобы Бог просветил злых и они делали меньше зла или чтобы Бог совершенно устранил зло. Молись, чтобы Он просветил добрых, и чтобы они помогали людям. Молись о тех, кто хочет трудиться, но, будучи больным, не может этого делать. Молись и о тех, кто здоров, но не может найти работу, в то время как испытывает нужду. Думай о разных случаях и молись о них. Когда ум твой устремляется ко всем этим людям, сердце уязвляется болью, и молитва становится сердечной».

Вот какой глубокий всеобъемлющий совет о молитве дает преподобный Паисий. Давайте, дорогие братья и сестры, мы с вами по мере наших сил будем стараться учиться такой молитве, не только за своих ближних, не только за тех, кого мы знаем. Но от частного к общему возносите по мере своих сил молитву за всех, тогда будете видеть плоды молитвы. Будьте здравы и Богом хранимы.

О молитве

О молитве

На главную страницу сайта - Семья и Вера