Как живя в семье, научиться жить духовной жизнью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

Как живя в семье, научиться жить духовной жизнью? Отродясь семейная жизнь не была помехой к духовной жизни, но напротив, она есть лучшее училище. Жизнь распутная, жизнь легкомысленная, жизнь, что называется свободная, действительно трудно сопрягаема с наукой духовной, а крест законного супружества – это дело не легкомысленное и не для легкомысленных. И как говорил апологет веры христианской: «Семья – это прекрасное место, где смиряясь с относительной инаковостью лица противоположного пола, с которым ты тесно связан, ты готовишься к единению с абсолютной инаковостью Нетварного Существа».

Как живя в семье, научиться жить духовной жизнью?

Лучше всего подготовиться к духовной жизни, к встрече с Самим Божеством терпением тех испытаний, которые неизбежно сопровождают человека походу его семейной жизни. Скажете: «Всяко много забот». Апостол Павел не зря жалеет учеников своих, которые ведут супружескую жизнь или решаются на нее: «Будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль».

Но ведь скорбь по плоти – это не лишение духовной жизни, но наоборот повод, преодолевая эти скорби, терпя их, оказаться победителем. Духовная жизнь состоит в той принадлежности души Господу Иисусу Христу, которая невозможна без церковных таинств, без молитвы, без духа покаяния, которые реализуются в добрых делах, в любви к ближним, в милосердии, которое мы способны являть ко всякому ближнему тогда, когда подлинно налаживается в человеке эта самая духовная жизнь.

Духовная жизнь и супружество

Супружество требует жертвенности, а это основа духовности. А духовность – это же не «Полёт валькирий», это не балет в его эстетических великолепных проявлениях. Духовная жизнь – это самоотдача, это крест, который мы несем вслед за Господом. И семейная жизнь предполагает много случаев для полного преображения из эгоиста в альтруиста, из самолюбивого и настроенного на самоугождение молодого человека к ответственному и жертвенно служащему своим родным и не только им, к отцу семейства, который является образом Самого Христа, Главы Церкви. И это удобно достигается как раз тем, кто постепенно утверждается в добродетелях семейной жизни.

Семья молится

Святитель Феофан Затворник говорит: «Женился – пол свободы нет, детей родил – совсем свободы нет». Но это же не та свобода, которую нам боле всего надлежит для себя выискивать или беречь.

Когда апостол Павел рассуждает между рабами и господами, говорит о том, что человек богатый или царствующий, если служит страстям своим, раб есть греха. А раб, трудящийся жертвенно, побеждающий свою гордыню и всякие другие порочные склонности души, свободен во Христе». И говорит далее: «Если предоставляется возможность, избери лучшее».

Некоторые толкователи замечали в этом предложении все-таки возможности освободиться из рабства и быть свободным гражданином. А Иоанн Златоуст напротив указывает, что эта мысль ведет к тому, что не столько ты заботься о своем положении зависимости или независимости, сколько находясь в зависимости, избери то самое совершенное благо быть всегда при ногах Господа Иисуса Христа, быть всегда в служении. Для этого лучшее средство – непрестанная молитва, обращение ко Господу из глубины сердца своего: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

И это круг тех внешних наших обязанностей, из которых состоит наша жизнь, и семейная, и монастырская. И вот тут оказывается постепенное налаживание духовной жизни, которая потом уже станет столь очевидной, столь заметной в человеке, и будет она неразрывно связывать его с духовной матерью, Церковью, связывать великим чувством любви и попечения о самых близких своих, что и апостол указывает: «Кто о своих не печется, тот оставил веру и хуже язычника». Ведь это серьезное предубеждение думать, будто труды по благоустроению своего дома, по воспитанию детей, по решению жизненных проблем вместе с супругой, является чем-то разорительным для души человека. Но важно, в каком духе это все выполняется. Важно, насколько человек этой школой благочестия, семейной жизнью, восходит к образу Господа, Который Сам послужил, и когда умыл ноги ученикам Своим, оставил им и нам память на все времена человечества.

«Если кто хочет быть первым, пусть будет из всех последним и всем слугой» (Мк. 9:35). Потому и в нашей жизни семейной, и среди забот монастырских есть самая широкое, удобное и спасительное поприще восхождения к христианскому совершенству.

Как живя в семье, научиться жить духовной жизнью?

Семья и вера в Бога

На главную страницу сайта - Семья и Вера