Беседа с Самарянкой

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Господь по-разному открывал людям Свое Божественное происхождение. И очень немногим Он прямо произносил это страшное известие. Самарянка, несмотря на все свои грехи, оказалась достойной принять его из уст Спасителя (Ин. 4:26): “Это Я, Который говорю с тобою”.

Самарянка

Самарянка приходила к колодцу не с утра, как это делали её односельчане почтенные замужние женщины, а в дневную жару, когда у колодца никого не было. Очевидно, что она, как сказали бы сейчас, гулящая женщина, старалась не попадаться лишний раз на глаза людям, которые за образ её жизни ненавидели её лютой ненавистью.

Бедная женщина, пришедшая к колодцу за водой, искала не только воды, но она жаждала чего-то другого, не менее необходимого для жизни, чем вода.

Каждая женщина ищет для себя защищенности, признания и любви. И евангельская самарянка пыталась удовлетворить свою потребность в этом не единожды, но каждый раз оказывалась у разбитого корыта. Жизнь была похожа на воду, которая не утоляет жажду, или утоляет ее на короткое время. Потом она смирилась с тем, что хоть кто-то будет рядом с ней − даже если он ведет себя совсем не как муж.

Иисус встречает самарянку у колодца и ведет с ней беседу, что не было свойственно иудеям. Он говорит ей, “всё, что она сделала”, по сути, обличает её. Но совершенно неожиданно самарянка не чувствует себя униженной, уязвленной и отброшенной. Наоборот, она решительно идёт к тем, кого недавно избегала всеми способами, и смело проповедует своим односельчанам о Мессии.  История её падения, бесчестия и греха стала историей её спасения. Зло, которое совершила и претерпела женщина Бог таинственным образом обращает в добро. Она встречает Христа в полдень у колодца, и оказывается, что её жизненный путь вёл к Нему.

Христос и Самарянка

Чем же она заслужила такую честь?

Точно нельзя ответить на этот вопрос. Но вероятнее всего потому, что верно ожидала Мессию (Ин.4:25): “Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все”.

Видя во Христе не обычного человека, а прозорливца и пророка, она сперва заговорила о молитве, а затем о Мессии, и не как о царе, который даст все, принеся откровение о Боге. Если она и имела грехи сомнения в вере, то все-таки она не была так далека от Бога, как Иудеи, которых надо было наводить на понимание, чтобы они начали понимать хоть отчасти.

Спаситель несомненно обрадовался, что увидел правильно ждущую Мессию и открыл ей великое известие: Это Я, Который говорю с тобою.

Она была взволнована этим известием и отнеслась к нему с простотой и непосредственностью женской цельной натуры; она все бросила и побежала в город рассказать о бывшем.

Неправду говорят, что Спаситель скрывал Свое Божественное происхождение; не Он скрывал его, а это люди не сумели увидеть Мессию.

***

Всякий из нас, в тот или иной момент жизни, тужил о непознаваемости Бога и сам был виноват в своей слепоте. Пусть спросит себя каждый, сделал ли он все, что нужно для искателя истины? Ответ совести будет отрицательный. Слушающий и не слышащий Истину был, в частности, с теми богословами, кто отбился от истины, которая впитывается и просится в душу с детства. Огрубели и ожесточились их сердца от гордости и самолюбия.

Да избавит нас Господь от такового ожесточения и от этих страстей нашу душу, и тогда она услышит и познает истину с простотой Самарянки.

Беседа с Самарянкой

Господь ищет и милует каждого грешника

На главную страницу сайта - Семья и Вера