Преполовение Пятидесятницы

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Через 25 дней после Светлого Христова Воскресения отмечается двунадесятый Господский праздник Преполовение Пятидесятницы. Название этого древнего христианского праздника указывает на время празднования: “полпути”, середина между Пасхой и Троицей. Первые упоминания об этом празднике относятся к V-VI веку. По сей день в богослужении используются песнопения этому празднику, составленные преподобным Андреем Критским, Иоанном Дамаскиным и Феофаном Исповедником.

Что означает праздник “Преполовение Пятидесятницы”?

Мы с Вами находимся на середине пути между праздником Пасхи и праздником Пятидесятницы. Церковь останавливает нас на полпути и обращает наше внимание, что с этого дня она больше будет говорить о Духе Святом, подготавливая нас к празднику Пятидесятницы – схождения Святого Духа на апостолов. Церковь с этого дня будет менять богослужебные акценты, переставляя их с праздника Пасхи на праздник Пятидесятницы.

В кондаке Преполовения Пятидесятницы говорится следующее: “Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся, всех Тво́рче и Влады́ко, к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же: прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия…”. О какой воде бессмертия здесь идёт речь?

Здесь обыгрываются смыслы проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме в праздник Кущи. Эта проповедь дана нам в 7-ой главе Евангелия от Иоанна. Там, помимо всего прочего, Христос в седьмой день праздника, то есть в день отдания праздника, когда иудеи массово шли на Силуамскую купель, говорит слова: “Кто жаждет, приди ко Мне и пей”. Иисус играет смыслами. Иудеи шли к воде, а Христос говорит: у Меня есть некая вода, которую я вам хочу предложить пить – живая вода, вода бессмертия.

Икона Преполовение Пятидесятницы

Что символизирует вода, о которой говорит Христос? По толкованию святых отцов здесь нужно видеть две вещи. Вода, как евангельское благовестие, которое нам предлагает Христос. И вода Духа Святого. Христос нас зовёт к Себе в Церковь, чтобы жать две вещи: научить нас правильно жить через Евангелие и даровать нам для этой жизни благодать Духа Святого. Это, по сути, цель жизни христианина: стяжание Духа Святого мирно, как говорил преподобный Серафим Саровский.

Духовная жизнь христианина − это общение духа человеческого с Духом Божиим. Богообщение, взаимодействие человека с Духом Святым. Эта тема настолько важна, что Церковь останавливает нас и обращает на эту тему особое внимание задолго до Пятидесятницы – на полпути от Пасхи до Пятидесятницы. Церковь советует нам готовиться к празднику не только воздержанием, постом, молитвой, а готовиться к празднику также и умственно: размышлять об этом празднике, прочитать Евангелия и что-то у святых отцов об этом празднике. Царствие Божие начинается уже здесь на земле через богообщение, общение с Духом Святым.

Традиции этого праздника

Праздник Перполовение Пятидесятницы связывает два великих христианских праздника: Пасху и день Сошествия Святого Духа.  Находясь в пасхальной радости о Воскресении Христовом, мы начинаем готовиться к дням Сошествия Святого Духа.

Спаситель благодать Святого Духа уподобил воде, подающей жаждущим спасение. В этот день в Церкви существует традиция крестного хода на водные источники для малого освящения воды. Церковь молится о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия. До революции  жители деревень в этот день ходили на поля и окропляли их святой водой, молясь о ниспослании обильного урожая.

Преполовение Пятидесятницы

Преполовение Пятидесятницы

На главную страницу сайта - Семья и Вера