Зачем нужно столько молитв

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Зачем нужно столько молитв, если Господь сказал не быть многословными, как язычники? Ведь минимум 95% людей в многословии не могут сконцентрировать разум и сердце.

Зачем нужно столько молитв?

Прекрасный вопрос, обращающий нас к сути и смыслу молитвенной практики. С одной стороны, Господь безусловно и совершенно однозначно говорит в Священном Писании о принципиальной важности собранности и немногословия. Связано это, во-первых, с тем, что принципиальным отличием истинного Бога от ложных божеств является Его милосердие. Язычники в многословии своем, желаемые быть услышанными, умоляют, упрашивают своих божеств, о которых они из своей мифологии прекрасно знают, что те далеко не всегда добры, милы и благи. И поэтому им однозначно нужно трудиться в этом выпрашивании, желая получить ну хоть что-нибудь от этих божеств.

Соответственно из Священного Писания мы знаем, что Господь так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. То есть, Бог не жалеет ничего для спасения человека. Поэтому, конечно, в умалении Он не нуждается.

С другой стороны, также Христос в Священном Писании указывает и на то, что при всем при этом молитве должно быть свое время, свое место, и место это центральное в жизни христианина. Приводя здесь в пример, как базовый вариант молитвенной логики, молитву «Отче наш», где кроме прошений о высоком, мы просим и об очень простых вещах (например, о насущном хлебе). Зачем, если Господь прежде всякого прошения знает, что нам нужно, и с другой стороны, имеет милосердие, чтобы нам это преподать?

Выстраивание отношений с Богом

Здесь идея в том, что не только Бог строит отношения с нами, но и мы выстраиваем отношения с Богом. Нам необходимо в молитве явить открытость действию Божию в нашей жизни. И поэтому то, о чем мы молимся в этих конкретных темах, мы призываем Бога в нашу жизнь, демонстрируем Ему нашу готовность и открытость. «Да, Господи, действительно я хочу, чтобы и в этом, и в другом измерении моей жизни Ты присутствовал. То есть, я тем самым отворяю двери своей души Твоему действию».

Мы в книге Откровения читаем о том, как Господь говорит: «Я стою у двери и стучу. И тому, кто услышит стук Мой и отворит Мне, к тому войду, и буду вечерять с ним, а он со Мной». Вот на эту вечерю в тайнике сердечном молитвой Бога мы приглашаем, открываем перед Ним двери души и желаем, чтобы Он вошел в нашу жизнь в полноте.

Молитва в храме

При всем при этом также важно иметь в виду, что разнообразие, большой объем церковных молитвословий связан еще и с тем, что как, например, апостол Павел говорит, что существует огромное разнообразие форм обращения и прославления Бога (и молитвы, и благословения, и прошения и многое другое). Сердце человеческое может по-разному излиться в этом опыте общения с Богом.

Поэтому и Церковь, как внимательная мать, по крупице и по жемчужине собирает вот этот духовный опыт, рождающийся в ее недрах, и предлагает его своим детям. Это общение может выглядеть и одним образом, и другим, и третьим. Это сокровищница церковного опыта существует и для того, чтобы каждый из нас по нашему устроению, по нашей возможности обратился к ней и нашел в ней то, что ему максимально близко, созвучно и понятно.

Самым простым примером того, что это аналогичным образом выглядело на всей истории отношений между человеком и Богом, является та же самая книга псалмов – Псалтирь – где мы видим в большом количестве гимнов тексты очень разного смысла и очень разной направленности. В каких-то ситуациях мы благодарим, в каких-то мы просим, в каких-то мы жалуемся и хотим быть просто услышанными, чтобы Бог пожалел нас. Это совершенно нормально и естественно. Просто принципиально важно иметь в виду, что совершенно нормально, что какие-то тексты в определенных ситуациях нам близки, понятны и созвучны, а относительно каких-то мы не можем сказать, что они принципиально созвучны нам и мы солидарны с ними. Именно поэтому сокровищница церковного опыта и столь богата, чтобы каждый мог изнести  из нее полезное для себя.

Зачем нужно столько молитв?

Православное понимание молитвы

На главную страницу сайта - Семья и Вера