Что такое первородный грех

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Что такое первородный грех и касается ли он лично меня?

Что такое первородный грех

Концепция первородного греха – один из главных объяснительных инструментов христианской антропологии. Через него мы объясняем, почему мир выглядит так, как он выглядит. Почему он, будучи «хорош весьма», как говорит об этом книга Бытия, когда мы видим, что каждый день Бог творя, о всяком говорит, что вот это хорошо, вдруг предельной и однозначной хорошестью не отличается? Почему в нем господствует страдание, боль, зло и смерть?

И книга Бытия, собственно, после повествования о творении, сразу предлагает нам рассказ, который объясняет, что такое произошло с миром, что он так сильно изменился. Это история грехопадения, и первородным грехом назван здесь тот самый акт недоверия и непослушания человека Богу, который отделил первых людей, а с ними, соответственно, и все человечество, от прямого единства с Богом. Низверг человечество в историю, изнутри которой это единство теперь и должно быть вновь обретено.

Долгие тысячелетия человечество должно было пройти до того момента, когда подошло к такой целостности, к явлению такой праведности (к появлению Приснодевы Марии), в которой смог раскрыться цветок Христа, в которой вот эти самые последствия первородного греха смогли быть преодолены.

Относительно же того, что это такое и каковы они, мы читаем также в третьей главе книги Бытия. Мы видим, когда все случилось, когда грех увиден и распознан, Бог говорит:

«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

Изгнание Адама и Евы из Рая

 Таким образом, мы видим, что первородный грех меняет сам тип, сам образ бытия мира. Вот это «хорошо весьма» больше не является константой, больше не является каким-то безусловным состоянием. Именно поэтому потом Христос скажет: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Ведь суббота была дана Богом для того, чтобы подчеркивать вот эту идею покоя. Бог творил, сотворил и почивает. Все хорошо и гармонично. «Но нет, – говорит Христос, – не почивает Отец Мой. Мир нуждается в явном активном присутствии Божьем. И об этом Я говорю своей проповедью», – замечает Христос, исцеляя, например, в субботу.

Первородный грех изменил бытие мира и человека

Таким образом, первородный грех изменил бытие мира и изменил бытие человека. О мире мы читаем у апостола Павла: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». То есть, мир изменился в виду падения человека, потому что человек – связующее звено между миром материи и миром духа. Когда звено распадается, сам контакт между миром духа и материей слабнет. Мир впадает в энтропию, в распад и разложение. Творение ждет, когда в человеке восстановится этот контакт, когда это единство обретется и космос станет действительно «хорош весьма». Но последствия мы видим и в жизни человека. В нее входит смерть и все, что связано с ней – страдания, болезни. И, собственно, связано это все с грехом, как волевым актом.

Поэтому, говоря о первородном грехе, нужно заметить, что существует две объяснительных концепции. Одна из них говорит, что первородный грех – это преступление в юридическом смысле. То есть, первые люди нарушили волю Бога и прогневали Его. И Бог как бы переводит ответственность за этот грех на всех потомков Адама и Евы. Эта концепция не кажется целостной по той простой причине, что Бог в таком случае противоречит Сам Себе. Одною Своею рукою Он вменяет каждому первородный грех, им не совершенный, а другою Своею рукою воплощается, восходит на крест и воскресает для того, чтобы от этого первородного греха избавить.

Есть другая концепция, которая кажется более органичной, и которая говорит о том, что первородный грех – это повреждение и болезнь, это травма человеческой природы. Первые люди травмировали свою природу первородным грехом. А так как кроме них не было никаких других людей, то все их потомки сохраняли и, к сожалению, и преумножали эту самую травмированность. Поэтому Бог и входит в бытие мира через плоть и кровь, чтобы исцелить, освободить от первородного греха, а точнее его последствий, все человечество, а за ним и весь космос, ввести «в свободу славы детей Божиих».

Что такое первородный грех?

Почему грех Адама перешел на потомков?

На главную страницу сайта - Семья и Вера