Святая блаженная Ксения Петербургская

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы вместе с вами вспоминаем удивительную святую, которую на самом деле знают абсолютно все. Святая блаженная Ксения Петербургская – это одна из Христа ради юродивых.

Подвиг юродства ради Христа

И что удивительно, подвиг юродства, прежде всего, характеризует нашу святую Русь. Так получилось, что именно на Руси больше всего было блаженных, Христа ради юродивых. Тех, кто готов был буквально от всего отречься, все раздать и ходить по миру как есть, всецело молиться Богу и помогать ближним.

Вот именно такой была святая блаженная Ксения Петербургская. И она, на самом деле, исполняет слова святого апостола Павла из его первого послания к Коринфянам: «Если кто среди вас считает себя мудрым в веке сем, пусть сделается безумным, чтобы стать мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом. Ибо написано: Он уловляет мудрых лукавством их. И еще: Господь знает умствования мудрых, что они суетны».

Есть подлинная мудрость – это причастие Господу, Который есть сокровище любой мудрости. А разве можно назвать мудростью какую-то жизненную изворотливость, хитрость, лукавство? Вот как змея, которая петляет где-то под ногами, кого-то жалит, передает свой яд. Вот так же и люди, которые хитры, изворотливы, пытаются урвать какую-то мелочную прибыль, жалят тех, кто находится рядом с ними. Но в итоге внутри пустота и жизненное несчастье. Разве это мудрость? Это глупость и безумие.

Но до таких людей порой не доходят какие-то здравые слова увещания. И бывает так, что люди уже не слышат слов здравого разума, и тогда Господь посылает как раз юродивых ради Христа, которые пытаются свидетельствовать людям не словом здравого разума, которое не действует, а безумием. И люди, столкнувшись с блаженным и юродивым ради Христа, уже начинают по-новому оценивать то, что происходит и свою собственную жизнь. Это совершенно особое служение. На самом деле мы не можем до конца проникнуть в суть юродства, потому что это все-таки особый путь и особый дар. Эти люди становятся совершенно иными.

Святая блаженная Ксения Петербургская

Но если мы вспомним именно Ксению Петербургскую, то что предстает пред нами? Это ведь была простая молодая девушка из дворянского рода. Она вышла замуж за дворянина Андрея Федоровича Петрова. А он был певчим. Пел он в Придворной капелле. И вот их счастливый брак, казалось, озарит всю их жизнь. Но проходит всего лишь около трех лет, и супруг Ксении внезапно умирает. Причем получилось так, что он скончался скоропостижно, и он не успел приготовиться к переходу в вечность. Он не успел перед смертью исповедаться, причаститься Святых Христовых Таин.

И вот такая скоропостижная кончина без должной подготовки стала, в каком-то смысле, определенным ударом по молодой Ксении, которой было около 26 лет. И у нее происходит переворот из-за не подготовки мужа к вечности. Она не знала участи Андрея Федоровича, но хотелось как-то помочь супругу. И вот для того, чтобы вымаливать его и понести ради супруга какие-то подвиги, она и принимает на себя юродство ради Христа.

Это казалось, действительно, сумасшествием, потому что она одевается в костюм своего почившего мужа и на похороны приходит вот в таком виде, и при этом говорит: «Я и есть Андрей Федорович, а супруга моя Ксения умерла». Ну, в общем-то, она действительно умерла для прошлой жизни, потому что она теперь посвящает себя всецело Богу. Но окружающие воспринимают ее, как сумасшедшую.

Следующий ее шаг кажется еще более непонятным для здравого разума. Она отдает свой дом простой бедной женщине Параскеве Антоновой, которая когда-то у них снимала комнату. Ксения дарит ей дом с тем условием, чтобы в этом доме Параскева обязательно принимала бедных на ночлег. И Ксения начинает раздавать направо-налево оставшееся у нее имущество, деньги. Тут ее родные схватились за голову и написали на нее жалобу. И была составлена медицинская комиссия, которая проведя обследование, пришла к выводу, что Ксения совершенно здорова психически, и поэтому имеет полное право распорядиться своим имуществом, как ей хочется.

Ксения Петербургская раздает имущество

И вот Ксения полностью отвергает этот мир, свой статус, сложившийся образ дворянской привилегированной женщины и выходит на улицы в простом бедном виде, и там она молится о тех, кого видит, о родных и близких, о чужих и незнакомых, о тех, кто ее ненавидит и кто досаждает ей.

И так проходит довольно долгое время. Этот подвиг был всецелым посвящением себя Христу, простой безыскусной жизни, жизни абсолютно жертвенной. И люди в Петербурге начали потихонечку замечать, что если злой человек протягивает Ксении милостыню, то она не берет. А вот у добрых людей она брала. И если торговец угощал Ксению пирожком, то в этот день у этого продавца торговля шла необыкновенно активно, и он получал большую прибыль. При этом то, что ей давали, Ксения тут же передавала какому-то другому нищему.

Возведение храма Божия

На Смоленском кладбище начали строить каменный храм. И поскольку это было достаточно высокое строение, то, прежде всего, кирпичи нужно было поднимать наверх, а потом уже укладывать стены. И вот рабочие стали замечать, что утром они приходят, а кирпичи уже кем-то подняты на леса. Они удивлялись и решили подсмотреть, кто это делает. Оказалось, что блаженная Ксения ночью, когда никто не видел, поднимала эти кирпичи и тем самым облегчала труд рабочих. На самом деле тем самым она пыталась нам показать, что наша жизнь и должна представлять собой возведение храма Божия. Мы должны, прежде всего, созидать божье дело в своей собственной душе, потому что душа человеческая – это и есть храм Божий.

А в другие дни замечали, что по ночам Ксения исчезала, никто не видел, где она находилась. Пытаясь это узнать, увидели, что она выходит на поле и там долго молится, кладет поклоны, причем поклоны на все четыре стороны. Может возникнуть вопрос, почему она клала поклоны не на восток, куда принято обращаться с молитвой, а на четыре стороны? Объяснение на самом деле можно найти очень простое. Дело в том, что у нас храмы построены абсолютно везде: и на севере, и на юге, и на западе, и на востоке. И везде есть святые места, где прославились какие-то святые. И Божья благодать везде являет себя. И куда бы мы ни пошли, везде есть Господь, везде есть святые ангелы. Поэтому, куда бы мы ни обратились, везде мы обретем Бога. Тем самым святая Ксения дает нам подсказку: «Не бойся того места, где ты находишься. Везде ты встретишь Господа. Ты молись от сердца простыми искренними словами, и все у тебя будет благополучно, все сложится».

Блаженная Ксения Петербургская

Смоленское кладбище – это именно то кладбище, которое оказалось тесно связанным с блаженной Ксенией. И храм она там помогала строить, и потом сама обрела на нем свое упокоение. Но на самом деле, когда святые умирают, то они еще более близки к нам становятся. И святая Ксения Петербургская еще более живая, чем была при жизни, потому что теперь-то она слышит всех. При своей жизни она слышала только тех, кто мог к ней подойти, кто жил рядом с ней в Петербурге.

А теперь она слышит всех, и достаточно приехать туда, где погребена святая Ксения, к часовенке на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. И мы увидим, сколько много записочек со своими просьбами приносят люди. Можно помолиться, а можно даже и не приезжая просто взять на себя какое-то правило. Допустим, сорок дней читать акафист блаженной Ксении Петербургской. Например, чтобы в семье упорядочилась какая-то ситуация.

И действительно мы знаем много случаев, когда жены возвращали себе изменявших им мужей, когда сыновей, о которых молились их матери, чудесным образом берег Господь. Блаженная Ксения всегда слышит тех, кто от сердца ей молится, обращается, и в этом смысле она особая ходатаица обо всех нас, которая поможет нам в любой жизненной скорби. Поэтому будем к ней молиться от всего сердца.

Святая блаженная мати Ксение, моли Бога о нас и не остави нас грешных!

Святая блаженная Ксения Петербургская

Блаженная Ксения

На главную страницу сайта - Семья и Вера