Почему уходит первая «новоначальная» духовная радость

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Новоначальным часто дается духовная радость, но потом эта радость куда-то уходит. Чем же они согрешили, почему уходит первая «новоначальная» духовная радость?

Почему уходит первая «новоначальная» духовная радость?

Ну, дело не в грехах. Новоначальному дается эта радость в некотором смысле авансом. Господь для укрепления показывает человеку некое ожидание, некое предвкушение той радости, которая ожидает нас в Царстве Божьем. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Апостол Павел говорит об этом, описывая свое вознесение в рай до третьего небесе, что он был в раю и слышал там неизреченные глаголы, которые невозможно человеку обычно услышать. И вот подобного рода аванс ожидания Царства Божьего, ожидания радости духовной жизни, дается и тем самым неофитам, тем самым новоначальным людям.

Оно подобно влюбленности, когда человек не испытывает еще тягот семейной жизни, не сталкивается с теми проблемами, с которыми сталкивается обычная семья, не начинает жить настоящей жизнью. Слова Казановы: «Только утро любви хорошо», когда ты понимаешь, что этой влюбленности ты не удержишь, и дальше начинается  обычная жизнь, в которой нужно трудиться, в которой любовь дается, в том числе потом и кровью, искушениями и испытаниями, страданиями, зарабатывается в некотором смысле. Собственная любовь. Не любовь к тебе, а твоя собственная любовь всегда является результатом упорного труда и перенесенных лишений и страданий.

Ожидающий в духовной жизни только влюбленности, только вот этой первоначальной духовной радости, подобен Казанове, который в отношениях с противоположным полом ищет того самого «утра любви», тех самых первоначальных переживаний, того самого волнения и трепета, которые всегда и в обязательном порядке при настоящей любви все-таки уходят. И поэтому проблема не в том, что ушла первоначальная радость, не в том, что та самая духовная радость, о которой пишет автор вопроса, куда-то девается. Она должна уйти, таковы духовные законы. Даже если человек не совершает каких-то грехов, за которые, казалось бы, эта радость могла бы быть отнята, он должен трудиться. А этот труд в большинстве случаев всегда сопровождается тем, чем и должен сопровождаться труд. В ответ на затраченные усилия он дает ровно столько, сколько ты заработал. А зарабатывать мы не то, что не хотим, а мы по сути дела не умеем.

Мужчина в храме

Представьте себе, что вы пришли на экскурсию в кузницу и вам показали какие-то приемы, вам даже провели мастер-класс. С вашим участием кузнец, настоящий профессионал, взяв готовую заготовку, рядом с вами понажимал на какие-то вещи, дал вам молоток, вы стукнули несколько раз и потом вам подарили какой-то меч, нож, подкову, которую вы сами сделали в этой кузнице. И действительно у вас будет много радости. А потом вы пришли с утра, горн потушен, что собственно делать вы не знаете. А вам говорят: «Ты должен к обеду что-то такое сковать». Чего ты там скуешь? Даже если что-то и скуешь, то усилий будет затрачено множество.

Духовных руководителей в нашей жизни очень мало, кто мог бы вам конкретно сказать, как разжигать горн духовной жизни, как конкретно закалять тот или иной металл. В кузне вы перекалите кромку и ваш ножик сломается, или он будет слишком гнутым, или вообще вы не получите нужную форму, потому что возьмете не тот молоток. И это всего лишь кузня. В духовной жизни все происходит точно так же. Пройдет много времени, и если вы потратите достаточно много усилий, вы станете мастером в том деле, которым вы занимаетесь, в том числе и духовном. И тогда результаты ваших духовных трудов будут вас радовать не меньше, а и больше, чем та самая первоначальная радость, о которой вы сейчас так сожалеете.

Почему уходит первая «новоначальная» духовная радость?

Радость христианской веры

На главную страницу сайта - Семья и Вера