Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
1 ноября 1864 года в Германии, в семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы Великобритании Виктории, родилась вторая дочь, Елизавета Александра Луиза Алиса, будущая Великая княгиня Елизавета Федоровна. Девочку назвали в честь своей дальней родственницы Елизаветы Тюрингской, жившей в XIII веке и причисленной к лику католических святых.
Малоизвестные факты об Елизавете Федоровне
В их судьбах много сходства: святая Елизавета Тюрингская в детстве также лишилась матери, вышла замуж по любви за иноземного жениха, а после смерти мужа в крестовом походе принесла обет безбрачия и решила служить обездоленным людям. В 1228 году, незадолго до своей кончины, она открыла в Марбурге больницу для бедных, где трудилась сама наравне с другими. С самого детства она видела, как её мать открывала детские приюты, дома инвалидов, оказывала помощь лишившимся работы женщинам. Вместе с ней во время Австро-Прусской войны маленькая Елизавета и её старшая сестра приходили в госпиталь к раненным солдатам и дарили им цветы. Принцесса Алиса умерла, когда Элле, как называли в семье будущую Великую княгиню, было 14 лет. Пережив глубокое потрясение в столь юном возрасте, она уже тогда целиком и полностью отдалась служению близким: всеми силами старалась заменить мать младшим сестрам и братьям.
1891 год в Российской империи наступил неурожайный год. Центральную часть страны охватил голод. Он больно ударил по основному слою населения − крестьянам. Около 80 миллионов крестьян оказались на грани выживания. По распоряжению Великого князя Сергея Александровича осенью 1891 года в Москве был учреждён Комитет по сбору пожертвований пострадавшим от неурожая. Председательство в нём приняла на себя Елизавета Федоровна. За всё время работы Комитета, с 18 октября 1891 года по 1 сентября 1892 года было собрано 1 045 758 рублей.
Примерно с 1891 года Елизавета Федоровна взяла под свое покровительство Строгановское художественно-промышленное училище и Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. Она привлекала «строгановцев» к участию во Всемирной парижской выставке, где они представляли керамические работы в «русском стиле». Ею была создана Елизаветинская женская гимназия (сейчас это московская школа №330), открывшаяся при Доме воспитания для сирот убитых воинов в 1894 году.
Великая княгиня всей душой прониклась созданием Елизаветинского благотворительного общества, и 17 января 1892 года был утвержден его устав. Цель Общества состояла в помощи бедным незаконнорожденным детям. В случае крайней нищеты или по болезни беднейшие женщины в Москве не имели возможности оставить своего новорожденного ребёнка. На улицах увеличивалось количество брошенных детей. Эта проблема не могла не затронуть большое сердце Елизаветы Федоровны. Она лично вникала во все проблемы обездоленных сирот. Видела их лица, болезни и страдания. Со временем Елизаветинское общество стало открывать филиалы по всей Московской губернии. За 20 лет работы этого общества удалось создать сеть благотворительных учреждений: около 200 комитетов только в Москве. На праздники во все приюты Великая княгиня сама посылала подарки, игрушки, лакомства. Через эти приюты прошло в общей сложности около 2 000 детей.
После начала Русско-японской войны в 1905 году Елизавета Федоровна немедля начала организовывать помощь солдатам на фронте. Одним из замечательных её начинаний была организация мастерских для помощи солдатам. Под эти помещения она выделила все залы Кремлёвского дворца, кроме Тронного. Целая армия рабочих женщин трудились в царских залах, колоссальное количество пожертвований поступало со всей Москвы и провинций.
Марфо-Мариинская обитель
После гибели супруга. Великого князя Сергея Александровича, Елизавета Федоровна принимает решение посвятить свою жизнь исключительно служению Богу и делам милосердия. Так 10 февраля 1909 года была открыта Марфо-Мариинская обитель милосердия. В сестры принимались православные девушки и женщины до 40 лет. Главными требованиями к ним были «прочное духовное настроение и желание в терпении и смирении нести всякое возлагаемое на сестер послушание», а также хорошее физическое здоровье. Именно ввиду больших нагрузок в сестры Марфо-Мариинской обители не принимались женщины старше 40 лет. Жили сестры в обители общежитийно, как в монастыре. В феврале 1909 года там была оборудована небольшая больница с операционной, перевязочной, амбулаторией и аптекой.
Настоятельница и сестры обители выходили за её стены ко всем страждущим. Сама Елизавета Федоровна оценивала эту сферу деятельности Марфо-Мариинской обители как «внутреннюю миссию Православной Церкви». На этом пути внимание Великой Матушки особо привлекала знаменитая Хитровка−- район между Яузским бульваром и Солянкой с её трущобами. Она сама не боялась посещать московское дно. Великая княгиня полагала, что любой, даже самый падший человек, способен к преображению. Она говорила: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено». Она прямо с улицы забирала детей, падших женщин и приводила их в обитель.
Как вор стал садовником
Однажды Великая Матушка в сопровождении казначея обители зашла в один из хитровских притонов. За столом с бутылкой водки сидело несколько бродяг. Они играли в карты. Один из этих нищих смотрел куда-то помутневшим, отстраненным взглядом. Тут Елизавета Федоровна обратилась к нему: «Добрый человек…». В ответ со всех сторон раздалось: «Да какой он добрый?! Он последний вор и негодяй!». Но Елизавета Федоровна, не обращая внимания на эти комментарии, попросила его помочь донести до Марфо-Мариинской обители мешок с деньгами и вещами для раздачи нищим. Он оказался слишком тяжел для двух женщин. Тут бродяга быстро встал, поднял мешок и сказал, что немедленно готов исполнить просьбу. При этом в разговоре он называл Великую княгиню «Ваше высочество». Все стали тут же отговаривать Матушку от этой затеи. Говорили, что он всё украдёт. Но она была непреклонна. Спокойно вышла из притона и, не торопясь, пошла в свою обитель. Когда она пришла туда, ей доложили, что приходил какой-то человек и оставил ей большую ношу. Он принёс всё, не взяв ни копейки. Тут Великая матушка велела дать ему поесть. Его накормили, напоили чаем, а он стал проситься взять его на работу. Елизавета Федоровна исполнила его просьбу и велела взять его помощником садовника. С тех пор этого человека было не узнать. Он перестал пить, воровать. Начал честно исполнить свою работу. Стал ходить в храм при Марфо-Мариинской обители.
Любимая благодетельница для всех
Всего в ведении Елизаветы Федоровны с 1884 по 1918 гг. состояло не менее 132 организаций. В 40 из них она являлась учредительницей. Некоторые из этих организаций работали в масштабе всей России. Под патронажем Великой княгини функционировали разнообразные комитеты и общества, детские приюты и общины сестер милосердия, дома трудолюбия и богадельни, склады и лазареты. Все эти типы учреждений существовали и до неё.
Елизавета Федоровна стала одним из лидеров социального служения того времени. Она сумела сплотить вокруг себя целое сообщество единомышленников из среды московской деловой элиты и аристократии, использовать их знания, финансы, связи, организаторские способности. Она выстроила своего рода благотворительную «империю», центром которой была Москва.
Елизавета Федоровна до такой степени была любима в Москве и вызывала такое уважение, что когда большевики решили её арестовать, им пришлось обращаться к латышским стрелкам. Москвичи, независимо от своих политических взглядов, отказались участвовать в этом аресте.
***
В апреле 1918 г., на третий день Светлой седмицы, Матушка была арестована и отправлена в Алапаевск. С ней поехали две сестры обители − Варвара Яковлева и Екатерина Янышева, которую позже в Екатеринбурге отпустили. Сестра Варвара добилась, чтобы её оставили при Матушке. Позже в Алапаевск привезли Великого князя Сергея Михайловича и его секретаря, Федора Ремеза. Великих князей Константина, Иоанна и Игоря Константиновичей и князя Владимира Палея. Около полуночи 5(18) июля 1918 г. палачи повезли узников к заброшенному руднику. Там, нанеся несовместимые с жизнью раны, их сбросили в шахту
Преподобномученица великая княгиня Елисавета Федоровна