Когда помысел считается грехом

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Когда помысел считается грехом и в нем нужно каяться?

В книге «Лествица» довольно подробно расписана схема зарождения греха в человеке. Не всем людям эта схема удобна для практического применения, но все-таки нужно о ней сказать.

Зарождение греха в человеке

Итак, сначала зарождается помысел, потом происходит сосложение, потом происходит пленение, возникает желание самого греха, и уже дело, которое исполняется на практике. Иногда эта схема в мыслях проходит за доли секунды. Бывают случаи, когда человек вынашивает решение. Ну, например, в романе «Преступление и наказание» Достоевский очень хорошо показал, как Раскольников шел к преступлению – от мысли до самого убийства.

Грехом не является только сам прилог. Вот когда к нам приходит какой-то помысел, а мы не можем сопротивляться этим мыслям, здесь человек не отвечает за это. В одном патерике был приведен такой пример. Ученик беспокоился, переживал, что у него много всяких мыслей приходит от его падшей природы, от диавола. И старец сказал:
«Мы с тобой идем сейчас по дороге. Можешь ли ты уклониться от ветра, чтобы он не касался тебя?»
«Нет, не могу, отче».
«Так же и помыслы. Не в нашей силе воспрепятствовать тому, что они к нам приходят. Но в нашей силе и наша ответственность в том, чтобы с этими помыслами не соглашаться».

Когда помысел считается грехом и в нем нужно каяться?

И вот для нас, особенно для людей мирских, очень важно учиться моменту согласия или несогласия с этими помыслами, а точнее вниманию к этому моменту. Вот до тех пор, пока мы согласия не дали, мы не согрешаем. Например, приходит помысел кого-то осудить, сказать о ком-то плохое слово, над кем-то посмеяться, кого-то обмануть. А дальше мы решаем, сделать это дело или отогнать мысль и не согласиться с ней. И вот по этой схеме происходит это сосложение (сплетение мыслей с греховными помыслами), дальше постепенно дьявол двигает человека в сторону самого дела, потом идет пленение, потом принимается решение, и наконец, уже внешние обстоятельства.

Но если изучать опыт святых отцов, они говорят: «На каждом этапе можно остановиться». Вплоть до того, когда человек уже согрешил делом, ни в коем случае нельзя отчаиваться, потому что первый плод греха – это отчаяние, которое связано с неверием в милосердие Божие. То есть, дьявол очень умело толкает нас на грех, сначала показывая человеколюбие Божие до грехопадения, после него он показывает Божие правосудие. То есть, когда человек очухается, дьявол его забрасывает помыслами о том, что он не будет прощен, что он слишком сильно согрешил.

Молятся в храме

Лучше, конечно, не грешить. Бойтесь греха, потому что плодом любого греха будет очень тяжелое состояние на душе, будет уныние, будет депрессия, будут всякие тревожные мысли, вы потеряете внутреннее спокойствие. Этот механизм прописан. Но возникает вопрос: «А почему люди грешат?» Потому что мы поражены грехом. Потому что наша природа, как древесина, которая сама из себя производит червей. Без благодати Божией наша поврежденная природа постоянно рождает грех и разрушение самого себя.

Поэтому мы и призываем всех людей приходить в церковь, воцерковляться для того, чтобы  начинать исцелять свою поврежденную грехом природу. И без благодати Божией, без Его всесильной помощи мы исцелиться не можем.

Это касается и наших мыслей. То есть, когда мы учимся молиться, когда мы участвуем в таинствах, когда мы понуждаем себя на добрые дела, наши мысли очищаются. И очень часто мы обращаемся к Богу с молитвой: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». И так же ум, который у нас постоянно напитан всякими греховными помыслами. Как нам от этого состояния избавиться? Своими силами мы не можем этого сделать. Мы можем это делать только с помощью Божией, только призывая Бога в помощь. И главным препятствием, почему Господь к нам не приходит, является, конечно, грех.

Так когда же помысел считается грехом и когда человек отвечает уже за греховные действия? Есть один простой ответ: когда он дает согласие. Как только человек сказал «Да» греху, наступает ответственность. И, соответственно, за это «Да» идет очень тяжелая, очень страшная расплата.

Поэтому, с одной стороны, будем бояться греха, а с другой стороны будем помнить, что всякий грех зарождается в мыслях. И если мы вовремя греховный помысел с помощью молитвы, крестного знамени уничтожим, то греха дальше не будет.

Поэтому будем стараться свои мысли держать в порядке и при первой возможности, когда мы чувствуем, что грех заползает в наше сердце и в наш разум, когда наши мысли начинают отклоняться куда-то в сторону греха, будем останавливать их с помощью Божией и нашего старания.

Когда помысел считается грехом?

Почему плохие помыслы приходят чаще, чем хорошие?

На главную страницу сайта - Семья и Вера