Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
– Зачем верующим кроме Священного Писания книг Библии использовать еще и какие-то предания, ведь как известно Христос отвергал человеческие предания и в самой Библии для нас есть все необходимое для спасения? Зачем же православные используют Предание?
Зачем Предание, если есть Писание?
Отвечая на этот вопрос, мы должны открыть 2-е Послание апостола Петра, 3-ю главу, 15-й и 16-й стих. О чем здесь говорится? Здесь говорится о том, что есть две категории лиц, которым опасно читать Библию. Это невежды и неутвержденные. «И долготерпение Господа нашего считайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел по данной ему премудрости написал вам, как и во всех посланиях, когда он говорит в них об этом: в них есть нечто трудно поддающееся пониманию, что невежды и неутвержденные извращают, как и прочие Писания, к собственной своей гибели».
Итак, сама Библия устами апостола Петра говорит нам, что есть две категории лиц, невежды и неутвержденные, для которых общение с Библией представляет некую опасность, потому что они субъективно искажают смысл Писания к собственной погибели.
Кто такие невежды? Это, возможно, крещеные в церкви, но не наученные. Таких у нас, увы, очень много. Кто такие неутвержденные? Церковь называется столпом и утверждением истины. Это, скорее всего, и не крещеные, и не наученные. Каждый из этих двух категорий, читая Библию, будет общаться не со Словом Божьим, а со своим субъективным пониманием этого текста. И тому подтверждение то, что есть масса разных сект, религиозных групп, пользуясь одной и той же Библией, они совершенно по-разному понимают ее.
Поэтому нам нужен критерий, который поможет нам правильно разуметь Священное Писание. И таким критерием является Священное Предание. И мы открываем 1-е Послание апостола Павла к Коринфянам, где апостол Павел пишет: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам». Само греческое слово «предание» означает истину, которую мы принимая, не повреждая, передаем далее. Апостол Павел этот принцип раскрывает в словах, когда он пишет о Евхаристии: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал».
Об этом же мы можем прочитать и во 2-м Послании апостола Павла к Фессалоникийцам: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим». Таким образом, на первом месте стоит устное наставление в вере, а на втором – записанный текст. И действительно, Предание первично. Первое предание написал боговидец Моисей. Но до Моисея, как мы видим из Библии, люли знают, какие животные чистые, а какие нечистые. Более того, в самих Священных Писаниях Ветхого и Нового Завета мы видим ссылки на предания древности. То есть, составители текстов, движимые Духом Святым, делают ссылки на разные предания.
В во 2-м Послании к Фессалоникийцам апостол Павел со всей категоричностью также пишет: «Предписываем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы удалялись от всякого брата, поступающего бесчинно и не по преданию, которое вы приняли от нас». То есть, святые апостолы учат нас удаляться от тех, которые не имеют представления о том, что такое апостольские предания.
Христос действительно отвергал предания, но это иудейские предания=, которые были недостоверны, но само Писание имеет отсылки к достоверному Преданию. Так например, мы открываем 2-е Послание к Тимофею, где апостол Павел пишет, как нечто всем понятное: «Как Ианний и Иамврий воспротивились Моисею, так и они противятся истине, люди с извращенным умом, не испытанные в вере». То есть, наставляя епископа Тимофея и через него других христиан, Павел ссылается на известное предание о некоем Ианние и Иамврие, которые противились Моисею. Но проблема заключается в том, что во всей Библии больше про этих двух людей ничего не сказано. Их имена мы не встречаем в Писании. Но это прямой отсыл именно к Преданию.
И другой пример – это книга Деяний святых апостолов. Это проповедь архидиакона Стефана перед еврейскими вождями. Он здесь говорит о Моисее: «И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах. Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых». Откуда архидиакон Стефан знает, что Моисею было сорок лет, когда он вышел к братьям своим посмотреть, как они живут? Нигде в Пятикнижии Моисея то, что ему было на тот момент сорок лет, не указано. Это отсылка к некоему известному преданию.
И другой момент – это книга Бытия. Здесь Иаков (Израиль) наставляет Иосифа и говорит: «Я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим». А в чем здесь проблема? А нигде в книге Бытия не говорится о том, что Иаков вел какие-то военные действия с луком и мечом в руках против Аморреев. Это тоже некая отсылка к известному преданию.
Таким образом, мы видим, что сама Библия наполнена такими отсылками к Священному Преданию, и она подтверждает важность иметь такие предания. И мы бы не узнали, что такое канон книг Священного Писания, какие Евангелия точно написали апостолы, что посланий апостола Павла точно четырнадцать, если бы это не было бы установлено на основании Предания Церкви. Таким образом, и авторитет Писания, его каноничность устанавливается Преданием, само Писание имеет в себе отсылки к преданиям, и апостол Павел призывает нас удаляться от тех, которые поступают бесчинно, а не по Преданию.
Священное Писание – источник познания Божественной воли